В начале сентября этого года Совет по МСФО разместил в открытом доступе материалы своего рабочего проекта по учету хеджирования, тем самым приглашая всех желающих высказать свое мнение.

Специальная профильная комиссия по МСФО в составе Комитета по стандартам финансовой отчетности Германии (Accounting Standards Committee of Germany – ASCG) провела анализ размещенного на сайте международных разработчиков документа. Анализ выявил несколько существенных проблем, которые, очевидно, уже сейчас требуют прояснения или прямого изменения стандарта. Эксперты пришли к выводу, что Европейский Союз останется на «выборочном» внедрении теперь еще одного стандарта – IFRS 9. Своими мыслями они поделились с самим Советом по МСФО.

Например, среди проблемных моментов немецкие разработчики выделяют учет кредитного риска. Когда-то, в более раннем промежуточном документе от IASB (декабрь 2010), был наложен запрет на применение хеджирования в отношении кредитного риска, однако комментаторы тут же заметили, что этот вид риска является самым обычным элементом традиционной стратегии риск-менеджмента. Потребовалось какое-то решение, и теперь Совет по МСФО разрешил использование, но по модифицированному методу выбора справедливой стоимости («fair value option»). Метод не нашел понимания среди респондентов, поскольку он только добавляет сложности и с концептуальной точки зрения не представляется им обоснованным: эксперты ASCG не понимают, почему нельзя позволить компаниям просто полагаться на общую модель хеджирования на основе справедливой стоимости, вместо того чтобы вносить модификации в «fair value option» – метод с выбором справедливой стоимости. Рекомендации немецких разработчиков: Совету по МСФО следует отказаться от предложенной альтернативы и рассматривать кредитный риск наравне со всеми другими видами риска.

Учет хеджирования риска ниже ставки LIBOR (sub LIBOR hedges). Хеджирование риска ниже ставки LIBOR не разрешен, тогда как этот вид риска, точно так же как и в предыдущем случае, является самым обычным элементом традиционной стратегии риск-менеджмента. Комментаторы из немецкого Комитета по стандартам финансовой отчетности не считают, что это отвечает основному принципу модели отчетности хеджирования, который предполагает, что отчетность должна по возможности лучше отражать стратегию управления риском в компании. Это тем более верно в сегодняшние непростые времена, когда компании стремятся к осуществлению инвестиций в как можно более качественные и менее рисковые финансовые инструменты – в частности, правительственные облигации категории AAA. Зная о том, что многие компании сегодня используют хеджирование риска ниже ставки LIBOR, Европейский Союз ввел соответствующее исключение для требований IAS 39 – которое, если Совет по МСФО не переменит своего решения, логично перейдет в новый стандарт IFRS 9. Когда работа над стандартом только начиналась, многие европейские компании искренне надеялись, что уж его-то можно будет применять в первозданном виде, без дополнительных исключений. Похоже, этому не бывать.

Эффективность хеджирования базовых рисков. Комитет по стандартам финансовой отчетности хочет отметить тот факт, что бывают ситуации, когда отчетность по хеджированию может привести к неправильному отражению неэффективности: в отчетности отражается то, что с экономической точки зрения неэффективностью не является.

Сосуществование действующих требований по хеджированию в IFRS 9 и IAS 39. Экспертам ASCG здесь видятся еще не устраненные конфликты, в связи с чем у них вопрос – как именно эти оставшиеся параграфы должны применяться? Приведенные в публикации примеры касаются, в частности, критериев классификации объекта хеджирования. Скажем, нужно ли учитывать «старые» портфельные хеджирования по справедливой стоимости на основе «старых» критериев IAS 39, а «новые» хеджирования по IFRS 9 – по «новым» критериям? Кроме того, ASCG обращает внимание на то, что пересматриваемая сегодня версия покрывает стратегии макрохеджирования, которые одновременно оговариваются и в IAS 39.