Арксбанк скрывал от ЦБ реальный объем вкладов населения, привлеченных в условиях введенного ограничения на такие операции, с использованием специального программного обеспечения, стало известно газете «Ведомости». По информации издания, банк не отразил в балансе вклады примерно на 35 млрд рублей.

Газета напоминает, что Арксбанк, начавший активно привлекать вклады физлиц только в 2014 году, к 1 января 2016-го собрал их, согласно отчетности, на 5,3 млрд рублей, после чего показатель потихоньку стал снижаться. Возможно, к тому моменту ЦБ уже велел банку ограничить прием вкладов, предполагает издание.

«Если у банка ограничения по приему средств физлиц, высокие ставки и люди стоят в очередях, а вклады падают, это типичные признаки, что химичат. А для надзора — тревожный сигнал», — отмечает человек, близкий к ЦБ. По его данным, в ходе плановой проверки Арксбанка в марте 2016 года Центробанк скрытые вклады выявить не смог. Впрочем, проверка ЦБ изначально нацелена на ревизию активов, а не пассивов, объясняет он: «После Мособлбанка выработали определенную методику поиска признаков фальсификации отчетности по вкладам, индикаторы должны срабатывать. Но при полном сокрытии депозитов никакая проверка не сможет их обнаружить. Выявить их практически невозможно, пока не пожалуются (вкладчики) или не сольют данные о спрятанных вкладах («черную тетрадку»), или не отзовут лицензию».

Впервые большие объемы спрятанных вкладов были обнаружены при санации Московского Областного Банка в 2014 году. Там за балансом оказалось более 70% средств вкладчиков. А найти черную бухгалтерию удалось случайно, напоминает собеседник «Ведомостей». Во время проверки ЦБ обнаружил среди вкладчиков своего сотрудника. Выяснилось, что тот никаких операций по депозиту не проводил, тогда как по документам банка они велись: «С этого цепочка и начала раскручиваться».

В Арксбанке тоже случайно удалось обнаружить вклады еще до отзыва лицензии, говорит другой собеседник «Ведомостей», слышавший такую историю от сотрудника ЦБ: «Были жалобы, и во время проверки банка случайно кто-то из инспекторов заметил на экране следы другой автоматизированной банковской системы (АБС). Высветился другой операционный день — за ту же дату, но с другими цифрами. Начали копать глубже».

«Факты сокрытия вкладов в отчетности банка установлены при проведении проверки в июле 2016 года», — подтвердил представитель ЦБ «Ведомостям». По его данным, рабочая группа обнаружила, что «отраженная в АБС величина вкладов физлиц, обратившихся в Банк России за подтверждением информации о размере обязательств банка перед ними, значительно ниже, чем размер средств, внесенных вкладчиками». Чтобы скрыть от надзорного органа реальные суммы привлеченных средств населения в условиях действующего ограничения на проведение данных операций, Арксбанк применял специальное программное обеспечение, рассказывают в ЦБ. Лицензия Арксбанка «была отозвана оперативно по получении информации о фальсификации вкладов», отмечает представитель Банка России.

ЦБ 19 июля отозвал лицензию у Арксбанка. А 1 августа регулятор сообщил, что руководство банка фальсифицировало отчетные данные об обязательствах перед физлицами, а также не передало временной администрации документацию по его активам и обязательствам. В отчетности на 1 июля Арксбанк отразил средства населения на 3,9 млрд рублей, а на самом деле его обязательства перед 40-50 тыс. вкладчиков составляли около 39 млрд, утверждали несколько человек, знающих это от ЦБ и контрагента Арксбанка. 

Представитель ЦБ сообщил «Ведомостям», что 39 млрд рублей — это предварительная сумма, но, скорее всего, отражает предельную величину обязательств перед вкладчиками.

Чтобы выяснить, как долго Арксбанк скрывал реальные суммы привлеченных вкладов, «потребуется проведение дополнительной работы с привлечением правоохранительных органов», истинный масштаб операций еще выясняется, говорит представитель ЦБ: «Операции удавалось скрывать, во-первых, потому, что речь идет о преступлении, в то время как в арсенале банковского надзора в соответствии с законодательством отсутствуют подходы и инструменты, необходимые для выявления и профилактики преступлений. Во-вторых, насколько мы можем судить на данный момент, это подготовленное и организованное преступление». В частности, по данным ЦБ, «преступники были знакомы с индикаторами, которые используются в надзорной работе при выявлении признаков внебалансовых вкладов, и строили свою преступную деятельность таким образом, чтобы обходить эти индикаторы». Теперь регулятор «уточнил приоритеты надзора» и «форсировал перестройку работы с органами охраны правопорядка». О чем идет речь, представитель ЦБ не уточнил.

Арксбанк в отчетности отражал сумму, уменьшенную по сравнению с реальной в среднем в десять раз, говорит человек, близкий к ЦБ: «Обрезали у всех по-разному, видимо, был свой алгоритм в зависимости от дня недели и масштаба привлечения. Первичная отчетность была сфальсифицирована под эту цифру. Была АБС, которая вела теневой учет остальных денег, которые по счетам банка вообще не проходили, а, судя по всему, были примитивно похищены». То есть банк жил в двух измерениях: одновременно существовал официальный баланс и так называемая черная тетрадка с забалансовым учетом вкладов, резюмирует он.

«Насколько мне известно, все выглядело очень примитивно, никаких операций по балансу не проходило, человеку на руки выдавали выписку с одной цифрой, а у себя подшивали документы с другой. И куда-то записывали в тетрадке; таким же образом прятали реальные обороты по кассе, — подтверждает собеседник, знающий это от сотрудников ЦБ. — Никакой перекидки средств, расторжения/заключения договора, как в Мособлбанке, не было. Как раз на этих договорах Мособлбанк поймали». В Арксбанке, «видимо, извлекли уроки и просто изымали наличные», рассуждает он: «В принципе шикарный бизнес, очень опасный для банковского сектора. Это угроза национальной безопасности, победить ее можно только арестами».

В обширной справке о бывших владельцах и собственниках Арксбанка (информацию об их действиях ЦБ направил в правоохранительные органы) «Ведомости» в числе прочего указывают, что полтора года до апреля 2015-го правление банка возглавлял Александр Герасименко, у которого был пакет в банке в размере 2,15%. Потом он поменялся должностями со своим замом Диной Пахомовой, которая и руководила банком на момент отзыва у него лицензии. Также она входила в совет директоров, но доли в Арксбанке у нее не было. Пахомова сделала там быструю карьеру: двумя годами ранее она пришла в банк на должность управляющей операционным офисом в Белгороде.

Герасименко, как и еще один член правления Арксбанка — Роман Фещенко, работал в банках, лишившихся лицензий: в частности, первый работал в Дил-Банке и «Евромете», второй — также в «Евромете» и Нацпромбанке.