Глобализм умер, уверен экономист Сатьяжит Дас: правительства разлюбили свободную торговлю и строят барьеры и границы для капитала и импортных товаров. Поэтому Россия опоздала с вступлением в ВТО на 20 лет.

Экономисты любят давать советы правительствам развивающихся стран: посмотрите на ЕС и США, делайте как они - не вмешивайтесь в торговлю, не ограничивайте движение капитала, откройте границы. Россия прислушалась - вступила в ВТО и сняла ограничения в торговле.

Но никаких выгод от этого получить не удастся. Россия опоздала. Если бы она вступила в ВТО двадцать лет назад, она могла бы снять сливки с глобализации, но сегодня вместо выгод получит одни убытки. Страны потихоньку закрывают свои рынки, утверждает известный экономист Сатьяжит Дас. Скоро от глобализма останутся одни воспоминания.

Глобализация достигла своего апогея в конце ХХ и начале ХХI веков. Активизация международной торговли и свободного движения капитала способствовали беспрецедентному росту и процветанию.

Но, как тонко отметил английский государственный деятель лорд Пальмерстон, страны не имеют постоянных друзей и союзников, они имеют только постоянные интересы. После финансового кризиса эти интересы стали прямо противоположными: теперь главное - это самообеспечение и минимизация зависимости от внешних рынков.

1. Автаркия снова здесь

Австро-Венгерская империя, Япония в период Эдо (1603-1868), нацистская Германия и Италия Бенито Муссолини - все эти страны склонялись в пользу национальной автаркии.

В прошлом веке самодостаточными пытались быть Советский Союз, Афганистан при талибах, Камбоджа красных кхмеров, Мьянма.

Неявно, но уверенно мир сегодня захватывает чучхе, северокорейская идеология Ким Ир Сена.

За этим сдвигом в сторону закрытой экономики стоит беспрецедентное экономическое и финансовое давление. Надвигается экономическая война, которая может изменить мировой порядок самым неожиданным образом.

2. Время глобализации закончилось после кризиса

Глобализация - продукт своего времени. После Второй мировой войны был период расширения мировой торговли и потоков капитала.

Падение Берлинской стены и интеграция Китая, России и Восточной Европы в мировую экономику послужили толчком к глобализации - производство и потребление раздробилось на много мелких стадий и растеклось по транснациональным системам производства.

Дерегулирование привело к глобализации капитала: сбережения из одной части мира устремились в привлекательные и выгодные инвестиционные проекты в другой.

В лучшие времена глобализация опиралась на высокие темпы экономического роста, но сегодня стало ясно, что отдельным странам пришлось пожертвовать национальными интересами, а выгоды от интеграции оказались меньше, чем затраты на нее.

3. Развитые страны получают больше развивающихся, ничего не делая

Большинству стран глобализация обеспечила процветание, но после глобального финансового кризиса преимущества большей экономической и валютной интеграции для многих народов стали не так очевидны.

Общий экономический рост замедлился и, вероятно, будет вялым в течение длительного периода времени. Для многих стран снижение прямых выгод от мировой торговли и свободного перетока капитала означает, что закрытая экономика им выгодней.

Кризис также четко показал интересный состав доходов и богатства, которые лежали в основе глобализации: прибыль от продаж iPhone - это часть китайского экспорта, хотя производится этот телефон из высокотехнологичных компонентов и на основе интеллектуальной собственности некитайских фирм и брендируется не ими.
Развитые страны и предприятия контролируют логистику и цепочки поставок и доминируют в международной финансовой деятельности, имея существенный доход от торгового финансирования и управления инвестициями.

Когда темпы роста были высокими, неравномерное распределение выгод от глобализации страны терпели, хотя и неохотно. Но более низкие темпы роста и снижение выгод может вызвать у развивающихся стран желание усилить собственные позиции за счет других.

4. При глобализации кризис возникает при поломке одного звена в цепи

В экономически интегрированном мире цепочки поставок товаров являются международными, а не национальными. Это делает их чувствительными к изменению структуры затрат, валюты и транспортных расходов.
Стихийные бедствия также заставляют задуматься об угрозе ограничения доступа к основным ресурсам, таким как нефть, вода и пища.

Международные цепочки поставок уязвимы также к изменению климатических или экологических факторов. Японские цунами и тайские наводнения показали эту уязвимость: незначительная нехватка важных компонентов, которые производятся в этих странах, остановила производство в других.

Такая специализация делает национальную и региональную экономику уязвимой для конкурентного давления со стороны других стран в этих цепочках поставок. Это также может заставить страны развернутся от глобализации в сторону более закрытой экономики.

5. Развивающиеся страны не готовы платить за решение проблем развитых

Совершенно очевидно, что экономический и политический суверенитет подрывается глобализацией. Финансовый кризис показал, что интеграция снижает эффективность экономической политики страны, если другие страны не предпринимают скоординированные действия.

Правительства отреагировали на глобальный финансовый кризис программами поддержки экономики. Во многих случаях они отдавали предпочтение повышению импорта, а не поощрению внутреннего спроса, занятости, доходов и инвестиций, что было бы эффективнее.

Изменения в налоговой политике могут быть неэффективными в условиях глобализации, если другие страны не следуют этому примеру.

При этом глобальные вопросы, требующие международной координации - изменение климата и ограниченность невозобновляемых ресурсов - не решаются глобально: развивающиеся страны не желают тратить деньги на решения проблем, в которых виноваты развитые страны.

Это поощряет государства вернуться к стратегиям преследования национальных целей за счет других стран. Международные соглашения по глобальным вопросам, которые требуют самопожертвования со стороны всех наций, становится все сложнее заключить.

Автаркия или закрытая экономика является естественным способом справиться с этим давлением. И если одна нация принимает такую политику, она заставляет другие страны принимать аналогичные стратегии для защиты своих собственных интересов.

6. Никакой интеграции уже давно нет - все возводят барьеры

Ограничения в торговле, валютные манипуляции, контроль за движением капитала и хищные правила игры - это сигналы к сокращению глобализации и возвращению к автаркии.

Несмотря на повторяющиеся заявления G20 о важности свободной торговли, торговые ограничения с каждым годом увеличиваются. Их появление оправдывается защитой национальной промышленности, крупных предприятий, защитой занятости, доходов граждан и сохранением конкурентных преимуществ.

Субсидии, государственные закупки у национальных поставщиков, кампании по поддержке отечественных производителей, льготное финансирование и политика содействия промышленности используются для стимулирования прямого спроса. Стандарты безопасности и экологические стандарты используются для выстраивания барьеров для иностранной продукции.

Прямое вмешательство, искусственно низкие процентные ставки и количественное смягчение - это преднамеренное манипулирование валютами.

Девальвация делает экспорт отдельных стран более конкурентоспособным и позволяет захватить большую долю в мировой торговле. Она же используется для снижения реального уровня долга за счет снижения покупательной способности иностранных инвесторов, владеющих долгом страны.

Такие действия одной страны приводят к разрушительным валютным войнам.

7. Свободного движения капитала не существует

Свобода движения капитала становится все более ограниченной. С 2008 года рост перетоков капитала замедлился и растет лишь на 1,9 % в год, хотя до этого рос на 7,9% в год с 1990 по 2007.

Страны с высоким уровнем государственного долга сталкиваются с трудностями финансирования и стремятся ограничить отток капитала. Это мешает вкладчикам и инвесторам выводить средства, чтобы избежать возможных потерь от суверенных дефолтов в Европе или деноминации инвестиций в национальную валюту. Этот контроль за движением капитала был явным на Кипре, когда власти пытались предотвратить отток капитала из страны.

Низкие процентные ставки и слабые валюты в развитых странах привели капитал в развивающиеся страны с более высокими показателями и перспективами роста. Этот приток угрожает дестабилизировать экономику при росте стоимости валют и появлении инфляционного давления. Бразилия, Южная Корея и Швейцария по этим причинам также осуществляли контроль за притоком капитала.

Стабильность национальной валюты влияет на экономическое развитие. Девальвация доллара приводит к росту цен на сырьевые товары - продукты питания и энергию, которые номинированы в американской валюте. В бедных странах, где расходы на продукты питания и энергоносители высоки, это вызывает проблемы.

Цены на сырьевые товары в сочетании с большими потоками капитала создают инфляционное давление в тех странах, где власти повышают процентные ставки, что чревато медленным экономическим ростом. Эти события угрожают повернуть вспять прогресс в сокращении бедности в мире.

Эти трудности привели к тому, что движение капитала становится все более ограниченным. МВФ уже не скрывает этого, хотя и называет контроль "целевым, прозрачным и временным".

8. Государства придумывают правила, но не соблюдают их

Нации все чаще пытаются получить преимущество. После финансового кризиса развитые страны работали вместе, чтобы усилить регулирование финансовых институтов. Предложения разрабатывались для принятия на международном уровне и должны были обеспечить согласованность и равные условия.

Строгие нормы многонациональных финансовых учреждений не подходят для стран с менее развитыми финансовыми системами. Под этим предлогом США приняли меры экстерриториального правоприменения, которые дали американским банкам преимущества в бизнесе.

Развивающиеся страны утверждают, что принятие этих предложений будет препятствовать возможности местных банков предоставлять кредиты, необходимые для поддержки местной экономики.

В 2013 г. Европейский союз предложил ввести налог на финансовые операции для крупнейших экономик еврозоны. Цель состояла в том, чтобы поднять доход и снизить спекуляции. Предложение раскололо Европу: Великобритания выступила против налога, поскольку это угрожает экономически важному финансовому центру в Лондоне.
США также выступили против налога и пожелали, чтобы реформы не вышли за пределы еврозоны. Великобритания и США стремились защитить свои большие и глобально значимые финансовые институты, в том время как европейцы пытались уменьшить их влияние.