"Рабочая группа Совета по кодификации, в отличие от своих оппонентов, не использует столь активно административный ресурс. Да, честно говоря, его и нет", — рассказывал "Право.Ru" пару недель назад Евгений Суханов один из разработчиков новой редакции Гражданского кодекса. Лукавил он или нет, но факт остается фактом: профильный думский комитет счел нужным вернуть в законопроект одну из норм, против которых категорически были настроены оппоненты из группы по созданию в Москве международного финансового центра.

В начале апреля президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект поправок в ГК РФ, работа над которыми шла с 2008 года. Внося документ в нижнюю палату парламента, Медведев подчеркнул, что "это капитальный документ", и рабочей группе, которую возглавил министр юстиции ("потому что были разные позиции"), „удалось выйти на вполне сбалансированный вариант, который не испортит ткань Гражданского кодекса“.

Сегодня состоялось заседание профильного думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, на котором обсуждалась концепция поправок в ГК РФ. Присутствовали на нем и некоторые разработчики документа — зампредседателя Совета при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Александр Маковский и член президентского совета Евгений Суханов. Однако вдаваться в детали документа собравшиеся не стали, а лишь обсудили концепцию документа. Перед началом заседания глава комитета Павел Крашенинников даже предупредил собравшихся, что "мы не рассматриваем поправки к законопроекту".

После этого Маковский вкратце рассказал о причинах появления поправок в ГК и попытался как можно короче изложить суть предлагаемых изменений. "ГК РФ, как вам известно, состоит из четырех частей, которые неравноценны с точки зрения значения. Основной все-таки является первая часть, потому что в ней заложены самые главные, наиболее общие положения. Эту первую часть разрабатывали еще в 1993 году. Вы понимаете, что тогда мало кто представлял себе ясно, какой реально будет наша экономическая и социальная жизнь через 20 лет", — заметил он. Подчеркивая необходимость изменений в ГК, он обратил внимание и на то, что за время действия  ГК в него были внесены "сравнительно немногочисленные изменения", а также накопилась судебная практика.

Депутат от фракции "Справедливая Россия" Алексей Митрофанов попытался обратить внимание разработчиков документа на то, что он получился "нечитабельным". "Приходится сидеть со старым, новым [ГК] и поправками. Почему новую редакцию кодекса не внесли?", — возмутился он.

"Концептуально ГК не изменился. Другое дело, что поправок много, но из-за этого новую редакцию вносить (не следует)", — попытался объяснить Крашенинников. Его дополнил Маковский, который сказал, что "изменения затрагивают около 600 статей [из полутора тысяч], и если говорить о том, какой текст меняется по объему, то это, наверное, меньше четверти".

Затем члены комитета проголосовали за положительное заключение на президентский законопроект.  В заключении [есть у редакции "Право.Ru"] профильный комитет поддерживает концепцию президентских поправок в ГК, однако указывает и на некоторые принципиальные моменты, которые необходимо скорректировать ко второму чтению. Так, в нем предлагается вернуть в законопроект норму о депонировании информации по бенефициарам оффшоров в ЕГРЮЛ [мы писали об этом ранее]. Так, депутаты подчеркивают, что эти нормы были исключены "необоснованно", это "не соответствует как мировым тенденциям развития законодательства, так и потребностям развития отечественной экономики и будет содействовать продолжению различных злоупотреблений в этой сфере". На заседании комитета никто по этому поводу возражать не стал: то ли на нем не было представителей главных оппонентов совета по кодификации из рабочей группы по созданию в Москве международного финансового центра, то ли они не сочли нужным взять слово.

Предложение вернуть эту норму было ожидаемым, говорит член рабочей группы Международного финансового центра, партнер "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Дмитрий Степанов, на заседании президиума  Ассоциации юристов России глава Счетной палаты России Сергей Степашин озвучил эту точку зрения, а Крашенинников является председателем этой ассоциации. При этом Степанов подчеркивает, что в ГК не место такой общей норме, хотя отдельные институты раскрытия бенефициаров компаний могут быть урегулированы даже в ГК.

Депутаты обнаружили и серьезные недостатки в нормах, касающихся деятельности юрлиц. В частности, в проекте поправок ГК  не упоминается новая организационно-правовая форма юрлиц – хозяйственные партнерства, несмотря на то, что с 1 июля вступает в силу закон "О хозяйственных партнерствах".

Кроме того, профильный комитет Госдумы предлагает новые правила взыскания кредитором задолженности с ликвидирующейся компании. Предлагается правило, согласно которому при ликвидации юрлица (если долг подтвержден решением суда) члены ликвидационной комиссии обязаны самостоятельно выявить его и включить в промежуточный ликвидационный баланс. "В этой ситуации возложение на кредитора обязанности заявления требования и риска пропуска срока несправедливо", — говорится в тексте заключения.

Сегодня же комитет-соисполнитель по финансовому рынку тоже утвердил свое положительное заключение на президентский законопроект с указанием на необходимость "доработки некоторых положений". В частности, депутаты комитета считают, что нужно еще раз поработать над статьями, которые касаются ипотеки. "В [этой] сфере проверку законности сделки осуществляет будущий кредитор-залогодержатель. В отсутствие действенных механизмов ответственности нотариуса за причиненные участникам сделки убытки вследствие ненадлежащей проверки ее законности, требование об обязательном нотариальном удостоверении сделок повлечет существенное удорожание сделок для граждан и увеличение сроков их совершения. В проекте целесообразно найти баланс между производимыми затратами на совершение сделки и гарантиями ее действительности для участников", — говорится в заключении.

В связи с этим депутаты предлагают два варианта решения проблемы. Первое — закрепление в законодательстве о нотариате функций нотариусов по проверке законности таких сделок, а также эффективных механизмов ответственности нотариусов за убытки. Второе — введение исключения из общего правила о нотариальном удостоверении для "ипотечных" сделок с жилой недвижимостью, совершаемых гражданами.

Планируется, что президентский законопроект будет рассмотрен в первом чтении уже 27 апреля.