Финансирование выплат пенсионерам, выходящим на заслуженный отдых досрочно, должно лечь на плечи самих досрочников, считают в экспертном совете при президенте по инвестированию средств пенсионных накоплений. Для этого предлагается обязать работодателей формировать накопительные профессиональные пенсионные системы в НПФ.
Минздравсоцразвития с идеей реформирования досрочников согласно. Однако чиновники считают, что досрочные взносы должны быть направлены на солидарную часть пенсии.
По подсчетам экспертного совета, досрочные пенсии получают около 30% россиян. При этом более 70% из них продолжают работать, причем на тех же местах. По мнению исполнительного директора НПФ «Благосостояние» Елены Сухоруковой, досрочные пенсии — один из ключевых источников дефицита бюджета Пенсионного фонда. «Назрела генеральная уборка, инвентаризация», — считает она, предлагая перейти к системе персонифицированного учета.
Экспертный совет предлагает досрочные пенсии по вредным условиям труда, а также для жителей Крайнего Севера выплачивать из накопительных профессиональных пенсионных систем (ППС), создаваемых работодателями в НПФ. Финансирование планируется осуществлять за счет дополнительных страховых взносов работодателя, работника, а также госсубсидий. ППС должны охватывать лишь вновь принимаемых на работу россиян. Для работников, уже имеющих стаж работы по «вредным» специальностям, эксперты предлагают сохранить действующий порядок финансирования.
Досрочная пенсия должна выплачиваться из ППС только в досрочный период. После этого пенсия должна назначаться на общих основаниях. При этом стаж для получения права на досрочную пенсию предлагается повысить на пять лет.
Заведующий научным направлением Института Гайдара Владимир Назаров поясняет, что примерно треть населения выходит на пенсию раньше положенного пенсионного возраста. Если раньше это означало большие траты для бюджета, то с изменением законодательства досрочники станут не столько бюджетной проблемой, сколько проблемой самих досрочников. «В своих предложениях мы делали акцент на «вредных» рабочих местах», — отмечает экономист. Персонифицированный подход заключается в том, чтобы пересмотреть условия труда для каждого конкретного случая и выплачивать досрочные пенсии шахтерам, спускающимся на глубину, а не дирекции самой шахты.
Кроме того, экспертное сообщество предлагает пересмотреть группы профессий, относящихся к досрочникам. «Например, милиционеры, целый ряд бюджетных категорий. Изначально они вносились в эти списки либо в советское время, либо в 1990-е годы, но в обоих случаях это была компенсация низкой заработной платы», — поясняет г-н Назаров.
Реформа досрочных пенсий — одна из немногих позиций, по которым достигнут относительный консенсус между экспертным сообществом и Минздравсоцразвития. Однако первое предлагает платить повышенные взносы в накопительную часть, чтобы обеспечить выбор НПФ. Второе, напротив, считает, что повышенные взносы должны быть направлены в солидарную часть пенсии.
«На предприятиях со сложными условиями труда должны быть созданы профессиональные системы пенсионного обеспечения. То есть работодатели должны сами финансировать пенсию своих сотрудников, а не перекладывать это бремя на государство», — полагает эксперт ЦМАКП Елена Пенухина.
А где же достойные зарплаты для того, что бы получать достойные пенсии? А работодатели чем будут отвечать перед работниками в случае прогара НПФ? Какими активами? Или своими дачами, нажитыми за счёт работников?
Ни в коем разе не доверять работодателю,условия будут ещё хуже,а пенсию из своего кармана они платить не будут,а аттестацию рабочего места они сделают какую захотят,нужны независимые экспертизы по аттестации рабочих мест.