Договоры по выдаче кредитов должны стать максимально понятными заемщикам. Каждому из них планируется прикладывать специальный стандартный паспорт. В нем укажут полную стоимость ссуды, необходимые страховки и их величину, все расходы в случае просрочки, а также другие важные моменты.
Форма паспорта сейчас обсуждается банковским сообществом, говорит он, ее планируют включить в проект закона о потребительском кредитовании, которое подготовил минфин. Предварительная договоренность с министерством об этом есть, проект закона может быть принят в первой половине этого года, говорит глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков.
Паспорт будет представлять из себя стандартную таблицу, клиент ее получит бесплатно в письменном виде. Причем еще до заключения кредитного договора. Сведение всех данных об условиях кредита в стандартную таблицу сделает ссуду более понятной для заемщика, и позволит клиенту выбрать наиболее подходящий кредит. В паспорте планируется указывать также график платежей по займу, их количество и сумму. Там же предлагается давать наглядный подробный пример расчета ставки.
Между тем параллельно банкиры намерены добиться права отказывать сомнительным клиентам в открытии счета и проведение операций, а также в одностороннем порядке разрывать договоры с подобными клиентами. Речь об этом, напомним, идет уже несколько лет. Но 24 января вступили в силу изменения в антиотмывочное законодательство, которые, по сути, обязывают Центробанк наказывать за любое нарушение в этой сфере не только кредитную организацию, но и ее сотрудников. При этом утверждает Аксаков, нередко банкиры несвоевременно предоставляют сведения об операциях в Росфинмониторинг и ЦБ из-за технических проблем. Например, только в прошлом году они должны были передать в надзорные органы информацию о 6,8 миллиона операций. Но при этом подавляющая часть операций осуществлялась все-таки добропорядочными гражданами. И банковское сообщество настаивает на том, чтобы в надзорные органы направлялись лишь сведения о подозрительных сделках. Такая идея обсуждалась на недавней встрече банкиров с руководством ЦБ в Подмосковном бору и была поддержана руководством Банка России, говорит Аксаков. Эти предложения преследуют две цели. С одной стороны, это освободило бы от лишней работы надзорные органы и банкиров. С другой стороны, отказ от работы с сомнительными клиентами позволил бы более эффективно бороться с отмыванием незаконно полученных доходов и фирмами-однодневками. Сейчас, поясняет Аксаков, мы бьем по хвостам. По нынешним правилам, даже если банк явно видит, что фирма с уставным капиталом в 10 тысяч рублей проводит операции на сотни миллионов долларов, он не имеет права отказать клиенту. Или другой пример: не секрет, что многие операторы, в том числе по открытию счета для организаций, проводятся подставными лицами, в том числе бомжами. Но - опять же - не открыть счет банк не может. Причем даже в том случае, если клиент однажды уже засветился как сомнительное лицо, например, был уличен в обналичивании средств. Предлагаемый банкирами подход поможет более эффективно бороться с фирмами-однодневками, надеется директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский. Не будет возражать ЦБ, говорит он, и против предоставления информации о сомнительных сделках в Федеральную налоговую службу. Впрочем, назвать критерии сомнительных клиентов, которые не пройдут фейс-контроль, Аксаков пока затруднился. Еще одним приоритетным направлением в работе с ЦБ становится профилактика преднамеренных и криминальных банкротств. ЦБ намерен отстранять от банковского бизнеса и не допускать к покупке кредитных организаций не только собственников обанкротившихся банков, но и их прежних владельцев. Если люди нанесли ущерб одному банку, они не должны владеть или руководить другими банками, поясняет директор департамента лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций Михаил Сухов.
Между тем общее здоровье банковской системы, похоже, уже не вызывает опасений. И ЦБ не собирается продлевать мораторий на исключение банков из Системы страхования вкладов за несоблюдение ряда показателей, говорит Сухов. Такая норма, заметим, была введена на время кризиса, она действует до 1 июля этого года. Так, из системы страхования вкладов банк не исключается в том случае, если не соответствует критерию по доходности. Но таких банков становится все меньше. Сейчас убыточными являются всего 55 банков, но из них 17 фактически уже являются прибыльными, а у подавляющего большинства убытки не превышают 100 миллионов рублей, подсчитал Сухов. И ЦБ надеется, что большая часть банков при поддержке менеджеров и акционеров сможет восстановить свою прибыльность.