Минэкономразвития РФ вчера представило правительственный законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", касающийся реализации через электронные торги имущества, подлежащего конфискации. (Ранее сегодня МЭР обнародовал проект постановления Правительства Российской Федерации "Об организации реализации имущества в порядке исполнительного производства").

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его целями являются создание принципиально нового механизма реализации имущества в порядке исполнительного производства, закрепление электронных торгов в качестве основного способа реализации имущества, обеспечение формирования рыночной цены изъятого имущества, эффективная и своевременная реализация имущества, дифференциация способов реализации по видам имущества, устранение коррупционных проявлений при реализации имущества.

Законопроект устанавливает общие нормы о реализации имущества должников, содержит общие положения о реализации имущества должника, специальные нормы о регулировании порядка проведения электронных торгов, а также закрепляет иные, помимо торгов, способы реализации имущества (публичное предложение, предъявление требования о погашении паев паевых инвестиционных фондов).

В соответствии с законопроектом реализация имущества должника, в том числе имущественных прав (далее — имущество должника) осуществляется исключительно способами, прямо предусмотренными законопроектом. По общему правилу, реализация имущества должников осуществляется путем его продажи на открытых электронных торгах, проводимых в форме аукциона. Конкретный порядок реализации имущества должников в соответствии с законопроектом утверждается уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Реализация имущества осуществляется без проведения электронных торгов: 1) в отношении ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг; 2) в отношении малоценного имущества.

Для целей законопроекта под малоценным имуществом понимается вещь, рыночная стоимость которой не превышает тридцати тысяч рублей, за исключением скоропортящегося имущества, недвижимого имущества, ценных бумаг, имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую и художественную ценность.

Реализации указанного выше имущества осуществляется в следующем порядке:
в отношении малоценного имущества — публичное предложение, а в случае, если имущество не было реализовано в течение срока принятия предложения — повторное публичное предложение по цене на пятнадцать процентов ниже цены первоначального предложения;
в отношении ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (кроме инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов) — торги организатора торговли на рынке ценных бумаг, а в отношении инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — предъявление требования о погашении паев паевых инвестиционных фондов;
Торги организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Реализацию имущества должника осуществляют специализированные организации.

В случае реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации пристав-исполнитель передает имущество на реализацию федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в указанной сфере, который в соответствии законопроектом наделен полномочиями по организации торгов. В иных случаях пристав-исполнитель передает имущество на реализацию непосредственно специализированной организации.

Под электронными торгами в соответствии с законопроектом понимается аукцион, проведение которого обеспечивается специализированной организацией. Специализированная организация является российским юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, владеющая электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивающая проведение электронных торгов в соответствии с Федеральным законом. Электронные торги проводятся в соответствии с общими положениями о реализации имущества с учетом особенностей, установленных специальными нормами о проведении электронных торгов.

Сообщение о проведении торгов подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации и на электронной площадке специализированной организации в течение 20 дней со дня передачи судебным приставом-исполнителем имущества должника для реализации специализированной организации, либо организатору торгов по акту приема-передачи имущества на реализацию.

Порядок аккредитации и порядок отбора специализированных организаций в целях реализации имущества должника определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Порядок выбора специализированной организации будет определен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В связи с тем, что специализированные организации, прошедшие аккредитацию, являются равными участниками рынка, которые соответствуют требованиям законодательства, представляется оправданным использовать иной (в том числе и менее затратный) механизм отбора специализированных организаций, не требующий проведения конкурса в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Представленный механизм будет способствовать открытости и прозрачности проведения торгов, считают авторы пояснительной записки.

С текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.