Электронные торги – это способ выбора поставщика (или покупателя), при котором процесс покупки и продажи совершается на специализированных сайтах — электронных торговых площадках в интернете. Покупать и продавать можно товары, работы или услуги.
Существует несколько видов торгов, проводимых в электронной форме:
Запрос котировок;
Электронный аукцион;
Конкурс.
Запрос котировок – наиболее простая форма закупок. Победителем здесь становится участник, предложивший самую низкую цену. Извещение содержит минимальное количество требований: предмет закупки или оказания услуг, форма оплаты, наличие доставки товара, отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Как правило, заявка подается участником электронных торгов без приложения сертификатов, лицензий и других сопутствующих документов.
Данный вид электронных торгов используется для закупки одного вида продукции: товаров, работ/услуг, начальная цена которых не превышает 500 тысяч рублей. Ценовые предложения подаются участниками единожды и не подлежат изменению. По результатам котировочной комиссии создается специальный итоговый протокол. Он размещается на электронной площадке.
Электронный аукцион - электронные торги, проводимые в открытой или закрытой форме на определенной электронной торговой площадке, которую выберет сам заказчик.
В электронном аукционе нет ограничения по начальной цене контракта и количеству подаваемых ценовых предложений. Ценовые предложения подаются как на обычном аукционе с помощью средств электронной площадки. Победителем в этом виде электронных торгов признается участник, предложивший самую низкую цену. Так что основным критерием здесь, по-прежнему, остается цена.
Однако к участникам предъявляются повышенные требования. Заказчик вправе потребовать от каждого участника наличие лицензий и сертификатов на продукцию.
Основная масса этого вида электронных торгов — это торги по строительству, закупке ТМЦ, услуги ЖКХ.
Открытый конкурс - форма закупок, где предложения участников оцениваются комплексно, а ценовое предложение является лишь одним из критериев выбора победителя. С помощью открытого конкурса в электронной форме проводят тендеры на оформление выставок или тендеры на разработку. Отметим, что такая форма электронных торгов приводит к наиболее объективному результату торгов.
В зависимости от целей проведения, электронные торги делятся на:
торги, проводимые с целью размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
торги, проводимые по заказу коммерческих организаций;
торги, проводимые с целью реализации имущества должников в деле о банкротстве;
торги по продаже арестованного имущества.
По квалификации участников закупочные процедуры делятся на открытые электронные торги и закрытые электронные торги:
С помощью закрытых электронных торгов проводится выбор поставщиков, прошедших предварительную квалификацию на допуск к участию. Это закупка товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну (например, выполнение заказов оборонной промышленности и т.д.).
В открытых процедурах могут принимать участие поставщики, прошедшие аккредитацию на электронных торговых площадках.
Всем электронным торгам присущи общие системные признаки:
1. В торгах принимают участие 3 стороны:
Организатор торгов. Организатором торгов является лицо, заключившее с оператором электронной площадки договор с целью поиска лица, заинтересованного в заключении сделки с имуществом (имущественными правами), выставленном на торги в качестве лота;
Пользователи электронной площадки. Пользователи электронной площадки — государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, имеющие намерение приобрести информацию, хранящуюся в информационной системе оператора электронной площадки или использующие указанную информацию с целью заключения договора, предметом которого является реализация товаров, работ или услуг;
Оператор электронной торговой площадки. Оператор электронной торговой площадки - российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся законными правообладателями размещенной в сети «Интернет» информационной системы общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена информацией проводят торги.
2. Торги проводятся на электронной торговой площадке.
Проведение торгов на электронных торговых площадках позволяет снизить закупочные цены, сократить сроки проведения закупок и упростить закупочный процесс.
Участвуя в электронных торгах можно:
Получить заказы и оформить контракты с крупнейшими заказчиками;
Представить свою продукцию во всех регионах Российской Федерации;
Планировать рост своего бизнеса.
Использование конкурентных способов закупки и прямой доступ к заказам обеспечивают равные возможности для всех участников торгов, а электронная форма проведения процедуры делает механизм закупок более прозрачным, что снижает риски для её участников.
В электронных торгах участвуют в основном те, кто ведет бизнес, — организации и индивидуальные предприниматели.
Для участия в электронных торгах необходимо соответствовать требованиям, которые предъявляет заказчик.
К участникам предъявляются требования двух категорий:
единые (предъявляются всегда и позволяют определить надёжность, финансовую устойчивость участника и правомерность исполнения им контракта);
дополнительные (эти требования устанавливает заказчик в зависимости от специфики объекта закупки или для исключения риска срыва закупки).
Условия закупки могут предусматривать участие исключительно определённых лиц.
Например, может быть установлено условие о том, что в торгах могут принимать участие только малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
Отметим, что для участия в электронных торгах нужно получить электронную подпись, зарегистрироваться в единой информационной системе (ЕИС) и пройти аккредитацию на электронной торговой площадке.
Рассмотрим алгоритм участия в электронных торгах на примере электронного аукциона.
Для участия в электронных торгах следует предпринять следующие шаги:
Получение электронной подписи. Сертификат электронной подписи необходим для заверения заявок, предложений, контракта и прочих документов. Чтобы его получить, нужно обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр, заполнить заявление и предоставить все необходимые официальные бумаги. После получения электронной подписи нужно установить на компьютер специальную программу для работы с сертификатом;
Аккредитация на электронной торговой площадке. На сайте выбранной торговой площадки нужно заполнить форму и заявление на открытие счёта, представить документы:
выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП сроком выдачи до шести месяцев;
полные реквизиты организации;
устав предприятия;
документ о назначении руководителя; доверенность на участие в торгах.
Пополнение специального счёта. Участвовать в аукционе разрешено только тем организациям, которые имеют денежные средства на электронной торговой площадке. Они нужны, чтобы обеспечить заявку, подтвердить намерения фирмы;
Подача заявки. Заявка состоит из двух частей, каждая из которых может быть доступна для просмотра заказчику в разное время. Документ загружается на сайт электронной торговой площадки полностью. Первая часть содержит полную информацию о предлагаемых товарах и услугах. Она рассматривается 3-5 дней, после чего организации разрешается участвовать в аукционе. Во второй части указаны реквизиты поставщика, она анализируется в течение 4-6 дней после завершения торгов. На её основании принимается решение о заключении сделки. Выигрывает в торгах тот, кто предложит оптимальную для заказчика цену;
Заключение контракта. Фирма, выигравшая в конкурсе, обязана подписать договор. Перед заключением сделки победитель должен предоставить банковскую гарантию на сумму в 30% от первоначальной стоимости аукциона. Проект контракта заверяется электронной подписью сначала исполнителем работ, а потом заказчиком.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.