Просрочка по кредитам, выданным российским компаниям, продолжает расти. Самое тяжелое бремя испытывают сегодня автозаводы, авиаперевозчики, лесопромышленники и нефтяники.

Общий объем корпоративного портфеля по данным Банка России на 1 июля превысил 12 трлн рублей, из которых почти 30%– валютные обязательства. Доля просроченной задолженности - 4,5%. Почти четверть всего кредитного портфеля составляют ссуды торговым компаниям – в целом по России они должны банкам более 3 трлн рублей. Второе место занимают девелоперы (1,4 трлн рублей), третье – строители (1,1 трлн).

Однако большая часть работающих в этих отраслях компаний своевременно обслуживает долги. Так, доля просроченной задолженности у компаний, осуществляющих операции с недвижимостью и сдачей ее в аренду составила всего 2,7%. У строителей просрочка меньше 5%, что соответствует среднему уровню.

Куда больше проблем у совсем других отраслей, причем, так называемого реального сектора экономики. Например, автопроизводители вовремя не погасили уже почти 10% выданных им кредитов, большая часть из которых выражена в иностранной валюте. Доля просрочки у добывающих предприятий топливно–энергетического комплекса (нефтяники, угольщики и пр.) превысила 8%, у лесопереработчиков – 7,6%, у авиакомпаний – 7,2%. Относительно высокий уровень просрочек у предприятий пищевой промышленности (почти 7%).

  • Кто виноват?

Опрошенные финансисты уверены, что основная причина кризиса в снижении спроса на отдельные виды производимой заемщиками продукции, а также высокой зависимости самих компаний от заемных средств. По мнению президента Ассоциации банков Северо-Запада Владимира Джиковича, самые серьезные проблемы возникли у компаний, ведущих жилищное строительство: «В большей части оно финансировалось за счет заемных средств, а в кризисной ситуации платежеспособный спрос на квартиры резко снизился. Аналогичные проблемы и у автопроизводителей. Кроме того, заказов лишились предприятия, ориентирующиеся на инвестиционные проекты крупных компаний (например, «Газпрома»). Поставщики оборудования и иной продукции брали кредиты исходя из перспектив участия в таких программах, а их секвестирование лишило их дохода и возможности вовремя погасить долги».

 Однако у каждой кредитной организации свои «черные списки» отраслей. Например, по словам Натальи Григорьевой, начальника кредитного управления Санкт–Петербургского филиала Национального резервного банка, к проблемным отраслям относятся строительство, производство и дистрибуция автомобилей, а также коммерческие и производственные компании, специализирующиеся на товарах не первой необходимости. «Те предприятия, которые были ориентированы на производство недорогих продуктов питания, или другой необходимой в повседневной жизни продукции, чувствуют себя вполне благополучно. Однако компании, которые не смогли переориентироваться на производство более дешевой продукции, испытывают финансовые трудности», - говорит Наталья Григорьева.

 «Энергетика, пищепром, бытовая химия, лекарства и косметика – на эти категории спрос не исчезнет, – уверен Анатолий Максаков, заместитель председателя правления «Абсолют Банка». – Более того, если сравнивать с прошлым годом, то выручка таких компаний даже выросла, соответственно, и уровень просрочки в этих отраслях будет невелик. В то же время, понятно, что у целого ряда отраслей трудности в ведении бизнеса были практически неизбежны: рынок сильно поменялся – объемы упали, сроки проектов выросли, и те условия, на которых клиенты брали кредиты год назад, сейчас для них неподъемны. К примеру – предприятия производственного сектора, имеющие отношение к автопрому: спрос на их первичную продукцию обнулился уже к началу года».

 «В периоды спада и кризиса в экономике имеет место сокращение потребительского спроса со стороны домохозяйств и оптимизация затрат со стороны корпораций, – полагает Роман Дзугаев начальник аналитического отдела инвестиционной компании «БФА». – В первую очередь сокращение издержек касается капиталоемких затрат – затратных инвестиционных программ. Другим фактором является инфраструктурный характер отрасли, что объясняет повышенный уровень просроченной задолженности со стороны компаний энергетического сектора. Именно в энергетике и ЖКХ мы ожидаем опережающий рост просроченной задолженности», – прогнозирует аналитик «БФА».

 А в банке «ВТБ Северо-Запад» уверены, что никакого отраслевого кризиса нет вообще: «Проблемы с погашением кредита связаны, прежде всего, с политикой руководства и стратегией развития компании, уровнем долговой нагрузки, качеством контрагентов и конкурентоспособностью продукции. Ситуация в отрасли, конечно, важна, но она не является в данном случае определяющей. У нашего банка основной объем просроченной задолженности по кредитам корпоративных клиентов приходится на оптовую торговлю, лесную и целлюлозно-бумажную отрасли, строительство и операции с недвижимостью», – пояснили в банке. 

  • Дальше некуда?

Судя по данным Банка России, ситуация далека от стабилизации. Например, просроченная задолженность физических лиц перед банками Санкт-Петербурга за июль почти не изменилась, а по кредитам, предоставленным нефинансовым организациям, наблюдается рост.

Несмотря на такие тревожные тенденции, представители банков уверены, что ухудшения ситуации не будет: «Мне кажется, просрочка уже вся «выскочила» и сильно расти не будет, – считает Анатолий Максаков. – Ожидается увеличения объема реструктуризированных ссуд. Требования банков по выдаче новых кредитов ужесточились и мы не увидим тех темпов, которые были раньше. Сложно будет получить кредит компаниям, которые не смогут предоставить достаточного обеспечения и доказать эффективность финансовой модели своего бизнеса. Но российская экономика будет плавно выходить из кризиса, для этого ей понадобятся новые деньги», – уверен представитель «Абсолют банка».

С ним солидарен Владимир Джикович, по мнению которого срок погашения большинства проблемных кредитов уже наступил, а потому в дальнейшем можно ожидать стагнацию или даже сокращения объемов просрочки: «У большинства банков снизились темпы кредитования, наращивание портфеля ссудной задолженности наблюдается только у банков с государственным капиталом (Сбербанк, ВТБ и др.). Но и они более взвешено оценивают заемщиков и требуют дополнительного обеспечения. Дефолт по таким кредитам возможен, но не столь вероятен как по выданным до начала кризиса займам».

  • Что делать?

Финансисты уверяют, что не «жаждут крови» и готовы к конструктивному диалогу. «Для банков первичным является анализ способности заемщика вернуть кредит в сложившихся рыночных условиях, – говорит Наталья Григорьева. – Если у заемщика временные трудности, банки стараются идти ему навстречу и разрабатывать систему реструктуризации кредита».

«При работе с должниками в первую очередь мы ориентируемся на перспективы восстановления бизнеса компании и его платежеспособности, – поясняет Анатолий Максаков. – Например, мы кредитуем девелопера: арендная ставка снизилась, компания испытывает проблемы и не может погашать кредит старыми темпами. Тогда мы вместе разрабатываем новую финансовую модель и меняем график. Или тот же автодилер: продажи упали в два раза, но зато сервис помогает держаться на плаву. Мы готовы уходить «в длину» на разумные сроки, но при этом залога товаров будет недостаточно и нужно будет предоставить в залог недвижимость».

При возникновении просрочки по выданным кредитам банки, выполняя требования нормативов, обязаны увеличивать резервы. А следовательно – или сокращать кредитование, или наращивать капитал (что не всегда возможно). В банковской среде уже обсуждается вопрос снижения или даже отмены норматива Н1, который и тормозит развитие. Но есть и другие варианты: «Сейчас банки обременены просроченными кредитами и это существенно затрудняет их деятельность, – отмечает Владимир Джикович. – Чтобы коммерческие банки могли развиваться необходимо создание специального банка «плохих» («токсичных») кредитов. Причем никто не говорит, что взыскание такой задолженности бесперспективно: у многих должников проблемы носят временный характер и после стабилизации ситуации они смогут вернуть кредит».

«Государство должно создавать условия для стимулирования спроса, в том числе выступать в роли заказчика у предприятий проблемных отраслей, – считает Наталья Григорьева. – Например, выкуп жилья для социально незащищенных слоев населения, организовывать государственные доходные дома. Уже действуют дотационные программы, способствующие снижению процентных ставок по ипотечным и автокредитам. Конечно, они еще не массовые и в их рамках может работать только ограниченное количество банков. Но это позитивные моменты», – заключает менеджер НРБ.