Минэкономразвития подготовило и отправило на согласование в министерства и ведомства очередной вариант закона о банкротстве физлиц. Теперь эта процедура будет называться реструктуризацией и реабилитацией.

По действующему законодательству признать себя банкротами могут только юридические лица и частные предприниматели. Для физлиц такая процедура не предусмотрена. В апреле Минэкономразвития (МЭР) после двухлетних трудов наконец подготовило законопроект о банкротстве физлиц.

Процедуру банкротства, как пояснили в пресс-службе МЭР, предлагается именовать «реструктуризацией и реабилитацией долга». Реструктуризация подразумевает рассрочку выплат на срок до 5 лет по графику, утвержденному в суде и согласованному с кредитором и заемщиком.

Реабилитация включает в себя списание части долга с условием, что другую часть заемщик погасит своим имуществом (автомобилем, дачей, земельным участком, прочей недвижимостью) и имеющимися у него доходами. Но единственное жилье должника конфискации подлежать не будет.

На все процедуры отводится три месяца с даты возбуждения дела о банкротстве, после чего должник считается полностью реабилитированным и освобождается от всех обязательств перед банком.

Закон о банкротстве физлиц в условиях кризиса сможет значительно облегчить жизнь заемщика. Однако банки по-прежнему категорически против принятия законопроекта в версии МЭР.

«Внедрение механизма банкротства физического лица снижает возможности банка по востребованию средств у заемщиков», – говорит руководитель направления развития продуктов управления ипотечного кредитования КМБ-банка Людмила Резванова. После утверждения закона фактически любой человек сможет взять кредит и объявить себя банкротом, говорит она, а за время процедуры банкротства заемщик может переоформить имущество на родственников, таким образом, все последующие действия банка по взысканию долга будут обречены на провал.

«При этом банкротство практически не предусматривает никакого наказания должников, порождая лишь запрет быть предпринимателем и занимать руководящие должности какое-то время», – говорит Резванова.

Принятие закона приведет к серьезному пересмотру условий предоставления беззалоговых кредитов физическим лицам, значительному ужесточению принципов рассмотрения заявок от заемщиков, повышению ставок по кредитам, а возможно, даже полному отказу от некоторых кредитных продуктов, пугают банкиры.

Закон необходим, говорят эксперты. Большинство заемщиков – представители среднего класса. А это наиболее активный и успешный слой общества. «Необходимо придумать для среднего класса лояльные схемы реструктуризации долгов, не лишать его привычного стимула к потреблению и тем самым подтолкнуть внутренний спрос», – говорит Гонтмахер.

А для банков, если закон будет продуман, он уменьшит риски и расходы и время, которое они сейчас тратят на возврат задолженности. Во-вторых, появятся гарантии справедливого и пропорционального удовлетворения требований за счет конкурсной массы должника, что позволит избежать преимущества одного кредитора перед другим. В-третьих, после признания физлица банкротом банки смогут своевременно списывать долги со своего баланса, а это значит, что им не придется формировать дополнительные резервы под эти кредиты.