Суммы «просроченной» кредиторской задолженности фирмы при расчете налога на прибыль обязаны включить в состав доходов. Налоговики считают, что сделать это нужно в том отчетном периоде, в каком истек срок исковой давности, но…

Согласно пункту 18 статьи 250 Налогового кодекса «кредиторка», списанная в связи с истечением искового срока или по другим основаниям, относится к внереализационным доходам налогоплательщика. Исключением из данного правила является задолженность компании по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, а также взносов в государственные внебюджетные фонды (подп. 22 п. 1 ст. 251 НК).

Отразить «просроченную» кредиторскую задолженность в составе доходов фирма, безусловно, обязана своевременно. Налоговая база исчисляется налогоплательщиками на основе данных учета по итогам каждого из периодов, поэтому «опоздание» с отражением списанной «кредиторки» может грозить компании применением штрафных санкций как минимум в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК).

В соответствии с требованием пункта 1 статьи 271 Налогового кодекса доходы признаются в том отчетном или налоговом периоде, в котором они имели место. При этом конкретные даты отражения различных внереализационных доходов для целей отражения прибыли установлены пунктом 4 статьи 271 Кодекса. «Просроченная» кредиторская задолженность в данной норме прямо не упомянута, однако, по мнению Минфина, она относится к тем доходам, которые учитываются в последний день отчетного периода. Причем финансисты, а вслед за ними и налоговики, настаивают, что в рассматриваемом случае речь идет исключительно о том периоде, в котором истекает срок исковой давности по кредиторской задолженности (письмо Минфина от 27 декабря 2007 г. № 03-03-06/1/894). Между тем Президиум Высшего Арбитражного Суда в постановлении от 15 июля 2008 года № 3596/08 пришел к мнению, что помимо даты истечения срока исковой давности, в данном случае следует принимать во внимание и ряд иных обстоятельств.

  • Суть да дело

До высших арбитров удалось добраться одному акционерному обществу Саратовской области. Выездная проверка, проведенная налоговиками, вылилась для него в судебные баталии не по одному поводу. Представителям компании удалось выиграть дело практически по всем пунктам, за исключением одного: несвоевременное включение в состав доходов сумм кредиторской задолженности с истекшим исковым сроком. Причем оправдать данный «проступок» фирме не удалось ни в апелляционной, ни в кассационной инстанции. Но тройка высших судей все же нашла основания для пересмотра дела в порядке надзора (определение ВАС от 29 мая 2008 г. № 3596/08), а Президиум ВАС выявил обстоятельства, которые не были учтены налоговиками, но снимали с общества вину.

  • Сначала списать, потом признать

Высшие арбитры указали, что включению во внереализационные доходы подлежат уже списанные суммы кредиторской задолженности либо в связи с истечением искового срока, либо по иным основаниями. Следовательно, прежде всего необходимо обратиться к порядку их списания, который регламентирован Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (приказ Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н). Согласно пункту 78 данного документа «кредиторка» с истекшим сроком исковой давности относится на финансовые результаты коммерческой организации на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя компании по каждому обязательству. Последней составляющей как раз и не хватало в деле компании из Саратовской области.

Таким образом, судьи посчитали, что, не списав «просроченную кредиторку» при отсутствии соответствующего распоряжения руководителя, общество правомерно не включило ее и в состав внереализационных доходов. В связи с этим арбитры признали решение налоговиков о доначислении налога на прибыль, пеней и штрафа на сумму кредиторской задолженности лишенным оснований.