
Авторы законопроекта предлагают заменить доходы от транспортного налога в региональных бюджетах доходами в виде акцизов на топливо, считая это более справедливым способом распределения бремени покрытия расходов на развитие дорожной инфраструктуры в стране.
Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект об исключении из Налогового кодекса главы 28, посвящённой транспортному налогу. Иными словами, законопроект направлен на отмену данного налога в России (578777-8).
Авторы поясняют, что изначально этот налог был призван собирать дополнительные средства с целью ремонта и содержания автодорог. Инициаторы назвали несправедливостью тот факт, что транспортный налог исчисляется в зависимости от мощности двигателя, а не от интенсивности эксплуатации и других характеристик транспортного средства. Одинаковую сумму могут платить те, кто проводит за рулём по несколько часов ежедневно, и те, кто выезжает на дачу всего несколько раз в год.
Поэтому депутаты считают, что более справедливой выглядит тот вариант, при котором автовладельцы платили бы не за сам факт владения имуществом, а за интенсивность его использования. Это достигается посредством уплаты акцизов. Депутаты считают, что акцизы в стоимости каждого литра бензина составляют почти 20%. Полная замена транспортного налога доходами в виде таких акцизов приведёт к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране, считают авторы законопроекта.
Чтобы убытки не терпели непосредственно региональные бюджеты, авторы предлагают изменить норматив зачисления акцизов на автомобильный бензин класса 5, производимый в России. В частности, часть этих сумм, которая сейчас зачисляется в федеральный бюджет, предлагается зачислять в региональные бюджеты.
Впрочем, изменений, касающихся акцизов, в самом законопроекте нет. Не очень понятно, как, по мнению авторов, следует идентифицировать безнин как купленный или используемый в том или ином регионе, если организации, занимающиеся розничной продажей топлива, могут быть зарегистрированы где угодно, а автомобилист при покупке бензине своих персональных данных не предоставляет. В ряде случаев акциз в настоящее время платится по месту нахождения производителя, так что в местные бюджеты попадает и так, но это – бюджеты далеко не всех регионов и точно не тех, где бензин впоследствии используется.
Отзыва правительства на законопроект тоже нет, но нетрудно догадаться, что кабмин будет против данной идеи и в целом, и в деталях.