Важно не только увеличивать пособия и пенсии, но и доводить их до адресата, считает глава ведомства Сергей Чирков.

По оценкам экспертов, до 30 процентов россиян не знают о полагающихся им выплатах. Задача не только нового Социального фонда, но и государства в целом – найти всех граждан, которые имеют право на поддержку по закону, рассказал «Парламентской газете» глава ведомства Сергей Чирков. Чиновник также ответил на другие вопросы журналистов и сенаторов в рамках «парламентского диалога», прошедшего в Совете Федерации 16 октября.
Как деньги ищут своих хозяев

В России уже несколько лет внедряется система проактивного назначения пенсий и пособий различным категориям граждан, напомнил Сергей Чирков.

Для оформления таких соцвыплат не нужно писать заявление и собирать справки. Все эту работу за них делает государственная система межведомственного электронного взаимодействия. После чего через портал госуслуг человек получит сообщение о выплате, на которую он имеет право. «Проактивный режим — направлен именно на то, чтобы найти всех потенциальных получателей выплат, — сказал Чирков нашему изданию. — Это задача не только Социального фонда, но и государства в целом.

При этом он отметил, что не может подтвердить информацию, что каждый третий россиян не знает о полагающихся ему выплатах. Тем более что в последние годы проактивных выплат становится все больше, ситуация постоянно меняется.

Кому больше не нужно собирать справки

Проактивный подход назначения выплат впервые опробовали на таких жизненных ситуациях, как беременность или инвалидность, рассказал Сергей Чирков.

«Как только человек получает инвалидность или у него рождается ребенок, он получает рассылку о выплатах, которые ему полагаются», — пояснил глава Социального фонда.

Как работает эта система, Чирков смог убедиться лично после того, как в его семье родился четвертый ребенок: «Это было совсем недавно, и я получил такое уведомление».

С прошлого года уведомления об имеющихся у них пенсионных правах получают мужчины по достижении 45 лет и женщины по достижении 40 лет.

В беззаявительном порядке также назначаются выплаты ветеранам и инвалидам боевых действий, Героям России и членам их семей, рассказал чиновник.

Со следующего года без заявления будут назначаться пенсии по потере кормильца, а также выплаты за северный стаж. «А с 2026 года собирать справки и писать заявление не придется и тем, кто претендует на выплаты за стаж в сельском хозяйстве», — отметил Чирков.

В цифру также планируют перевести пособия, которые назначаются по профессиональным заболеваниям. «Для этого есть все условия. Надеемся на поддержку законодателей в этом вопросе», — сказал Чирков.

«А в будущем мы рассчитываем, что и пенсии по возрасту будут назначаться путем «подмигивания», но чуть попозже», — заключил Сергей Чирков.

Чиновника поддержала вице-спикер Совета Федерации Инна Святенко: «Очень бы хотелось, чтобы граждане не выпрашивали причитающиеся им выплаты, а просто их получали».

Беременность станет выгоднее в 1,5 раза

В России становится не только больше получателей выплат, но растут и сами пособия, отметил Сергей Чирков в рамках «парламентского диалога» в Совете Федерации. Бюджет Социального фонда в 2024 году, согласно прогнозу, составит более 16 триллионов рублей, рассказал чиновник.

«Это позволит проиндексировать страховые пенсии на 7,5 процента с 1 января, а социальные пенсии также на 7,5 процента, но уже с 1 апреля, — рассказал Чирков. — Эти средства в проекте бюджета заложены».

Также увеличен так называемый детский бюджет, в рамках которого выплачиваются пособия, связанные с материнством и детством, администратором большинства из которых является Социальный фонд.

«Например, пособие по временной нетрудоспособности по беременности и родам в следующем году вырастет в 1,5 раза, а через год — в два раза», — рассказал глава Социального фонда.

В целом все социальные обязательства перед гражданами будут выполнены, заверил чиновник.

С экспертом соединят за 2-3 минуты

Ложку дегтя в бочку с медом добавила вице-спикер Совета Федерации Инна Святенко. Она рассказала, что сенаторы получают жалобы от граждан, которые испытывают трудности с тем, чтобы дозвониться до фонда.

«Первичные консультации даются оперативно, но, если требует углубленный ответ, при переключении на профильного специалиста человек может оказаться в очереди чуть ли не 99-м», — отметила Святенко.

Решить эту проблему должна перестройка Единого контактного центра. Она позволит разделить звонки по принципу «двух этажей», в зависимости от сложности ответа, который требуется на вопрос.

Ожидание ответа на простые вопросы составит до 50 секунд, на сложные до 2-3 минут, пообещал глава Социального фонда.