Об этом «Новостям малого бизнеса» рассказал управляющий партнер и руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services, председатель комитета по налогам МГО «ОПОРА РОССИИ» Павел Зюков. По его словам, законопроект о введении так называемого налога на сверхприбыль вызывает у бизнеса много вопросов. Во-первых, предприниматели до сих пор не разобрались, почему этот налог коснулся таких важнейших сфер экономики, которые сейчас очень нуждаются в оборотных средствах (сфер обороны, IT-сферы, медицины и тяжелой промышленности), однако не затронул нефтегазовую отрасль. Эксперт считает, что по факту это можно расценивать как нарушение принципа равенства налогообложения.
Кроме того, по мнению Павла Зюкова, данный налог введен, по сути, задним числом и не отвечает основным принципам налогообложения, которые заложены в Налоговом кодексе и Конституции. «В частности, принятый закон ухудшает положения налогоплательщиков, однако все-таки имеет обратную силу. Кроме того, новые нормы содержат такое понятие как «обеспечительный платеж», который уплачивается по факту, когда закон еще не будет действовать. Все это вызывает обоснованные опасения в бизнес-среде, поскольку не исключено, что этот «разовый» налог будет постоянным, и в последующем будет уплачиваться на ежегодной основе, полагает он.
Павел Зюков также утверждает, что законопроект не учитывает возможное изменение платежеспособности налогоплательщиков, которые в течение 2019-2022 гг. получили прибыль, а в 2023 резко ухудшили свои экономические показатели, либо израсходовали прибыль на расширение бизнеса.
Что касается возможных альтернатив, которые рассматривали параллельно с введением налога на сверхприбыль, то, по мнению эксперта, следует принять во внимание, что различные фракции Госдумы предлагали иные варианты пополнения казны. «Среди них стоит выделить дифференцирование процесса возврата НДС в зависимости от степени переработки вывозимой на экспорт продукции. Так, по расчетам партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ» указанная мера могла бы пополнить бюджет на сумму, составляющую свыше 2 триллионов рублей в год. «Кроме того, в Госдуме рассматривался вариант расширения прогрессивной шкалы НДФЛ, а также углубления процесса деофшоризации особо важных активов нашей страны», — утверждает Павел Зюков. На основании этих фактов, по его словам, многие аналитики рынка приходят к выводу, что введение налога на сверхприбыль без проработки иных механизмов пополнения бюджета с помощью налоговых доходов не принесет ожидаемого уровня поступлений.