Мы проверили, как робот считает налог на имущество физлиц и транспортный налог.

Чат-бот научился отвечать на 9,5 тысяч новых вопросов в 2021 году, сообщает ФНС. У него появились новые функции. Теперь с его помощью пользователи могут самостоятельно рассчитать имущественные налоги, страховые взносы, записаться на приём в налоговую инспекцию, а также оценить качество ответа.

Что касается налога на имущество физлиц и транспортного налога – да, робот их действительно считает. Но самое главное, что расчет он делает максимум за 2020 год. Непонятно, кому это надо вообще. Ведь за 2020 год уже все всё заплатили. Для пользователей было бы гораздо интереснее узнать, что их ждёт впереди – сколько придется заплатить в этом году за 2021-й или в следующем – за текущий.

Налог на квартиру

В отношении налога на имущество – запрашивает кадастровый номер, дает ссылку на сайт Росреестра, где номер можно узнать по адресу. Но это – "битая" нерабочая ссылка. Так что искать сначала сайт Росреестра, а затем способ узнать кадастровый номер надо самостоятельно через поисковик.

Затем, уже узнав от пользователя кадастровый номер, робот выдает неправильную кадастровую стоимость. И запрашивает правильную.

Дальше – больше: спрашивает ставку налога. Хотя регион выше уже вводился, да и это – лишнее, так как регион можно определить и по кадастровому номеру. Но робот отсылает в раздел сайта ФНС по ставкам и льготам по регионам. Ищите сами.

Спрашивает долю в праве собственности, количество месяцев владения в году, затем – о многодетности и наличии прав на льготу. Получив ответы (два последних – отрицательные), наконец-то выдает сумму. В общем-то, единственное, что робот сделал сам – это определил коэффициент к сумме налога, зависящий от года применения в регионе кадастровой стоимости. Правильным ли был итог, оценить трудно, потому что квартира, взятая для примера, приобретена в 2021 году, а в 2020 году находилась в собственности льготника. Цифра, которую выдал робот, процентов на 70 оказалась выше указанной в налоговом уведомлении.

Остальное

По транспортному налогу – спросил мощность в лошадях, регион, стоимость до 3 млн или выше (в нашем случае – до, а как робот повёл бы себя, столкнувшись с авто от 3 млн, неизвестно, наверное, просто достал бы дополнительными вопросами). Сумму налога посчитал правильно.

В целом работать с ботом крайне неудобно – при вводе новых ответов или получении их от него диалоговое окно не скроллится вниз самостоятельно. И даже наоборот – откатывается наверх. В общем, новые сообщения оказываются внизу за пределами видимости, и надо постоянно отдельно скроллить экран. Возможно, в винде будет получше (тестирование произведено на линуксе).

Быстродействие также весьма низкое – от ввода очередной информации до ответа проходит по полминуты.

Отметим, что по существу в обучении робота действительно наблюдается прогресс, ведь год назад он ограничивался цитатами из НК и в целом проявлял невероятную тупость. Тогда до расчета конкретного налога у нас с ним дело так и не дошло. В отношении записи на прием в инспекцию ничего не поменялось – робот до сих пор не может ответить на вопрос, какая инспекция из выведенного им по всему региону списка работает с "физиками".