Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект № 273179-7 о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности.

Заокнопроект, в основном, в точности повторяет минфиновскую версию, о которой стало известно в начале сентября.

В законе о ЦБ предусматривается его новая функция – "осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере аудиторской деятельности в соответствии с законодательством РФ". Так же, как и Минфин, депутаты вводят в указанный закон новую статью, расшифровывающую полномочия ЦБ, в частности, ЦБ будет вправе проводить проверки деятельности аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских фирм, оказывающих аудиторские услуги организациям, указанным в части 1 статьи 5.1 закона об аудиторской деятельности, а также проверки СРО аудиторов.

Указанная новая статья 5.1 вводится в аудиторский закон данным законопроектом, в ней появится определение общественно-значимых организаций (ОЗО). С ними смогут работать только аудиторские фирмы, внесенные в специальный реестр и отвечающие ряду критериев. Среди ОЗО упомянуты ПАО, а также многие из организаций, ныне названных в статье 5 и убираемых оттуда. Реестр будет вести ЦБ.

Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, только если соответствует всем перечисленным ниже условиям:

  • численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года – не менее 12;
  • наличие в числе указанных аудиторов не менее трех аудиторов, каждый их которых:
    • имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом;
    • имеет опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций в течение трех предшествовавших дате подачи заявления последовательных лет;
  • опыт аудиторской деятельности этой аудиторской организацией составляет не менее трех последовательных лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления;
  • ведение аудиторской организацией своего сайта;
  • информация о деятельности аудиторской организации по перечню, установленному Банком России, раскрыта этой аудиторской организацией на ее сайте не менее, чем за три последовательных года, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления.

Так же, как и Минфин, депутаты исключают контроль и надзор в сфере аудиторской деятельности из-под действия закона 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Перечень случаев обязательного аудита депутаты тоже повторили из минфиновской версии. В том числе, это касается аудита по критериям: для того, чтобы попасть под обязательный аудит, организация должна будет соответствовать двум критериям из трех: выручка свыше 800 млн рублей, сумма активов бухгалтерского баланса выше 400 млн, среднесписочная численность работников от 100 человек. Эти критерии должны соблюдаться подряд два года, предшествовавших отчетному.

Из части 1 статьи 5 будет убран ряд пунктов, например, АО, кредитные и страховые организации, а также прямое указание на ряд других участников финансового рынка, однако останется оговорка, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен пунктом 5 статьи 67.1 ГК и пунктом 3 статьи 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов - статьей 41 отраслевого закона. в отношении страховщиков – статьей 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Вносится также множество других поправок.