Недавно мы сообщали, что в ГД всплыл законопроект № 42645-7 о признании утратившими силу отдельных изменений в федеральный закон "Об аудиторской деятельности", внесенный в конце ноября 2016 года на волне отсутствия ясности, наберут ли СРО аудиторов нужное количество членов для сохранения статуса.

Проект включен в план работы ГД, но данный факт вполне мог быть обусловлен формальными процедурами, после исполнения которых Госдума отклонила бы законопроект в первом чтении.

Однако, как свидетельствует сегодняшняя статья в "Коммерсанте", такая перспектива не обязательна. Особое мнение, как выяснилось, имеется у комитета-соисполнителя — комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Глава комитета Николай Николаев рассказал изданию, что на сегодняшний день в сфере саморегулирования нет единообразия, что недопустимо. "Законопроект будет изучен именно с этой точки зрения",— отметил он. Причем, при поступлении соответствующих пожеланий от "будущего регулятора аудиторского рынка — ЦБ" — в проект будут внесены изменения по критериям для СРО, аналогичные действующим на других поднадзорных ЦБ рынках.

Обратилась газета также и к ЦБ, неназванные персоналии которого сообщили, что для формирования СРО аудиторов в качестве критерия может использоваться доля рынка. "Такой подход уже положительно зарекомендовал себя на финансовом рынке. При этом доля рынка может оцениваться не только по количеству членов СРО, но и по другим критериям, например доле членов СРО на рынке аудиторских услуг", — пишет издание со ссылкой на источник в мегарегуляторе.

Многое в судьбе законопроекта зависит от позиции ЦБ, подтвердил газете глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. "При этом мы можем внести требование о численности членов СРО в процентах доли рынка в любой из законопроектов, находящихся на рассмотрении в Госдуме, и вносящий поправки в закон "Об аудиторской деятельности"", — сообщил глава профильного комитета.

В любом случае, в нынешнем виде законопроект дальше первого чтения не пройдет. Как видим, не скрывается, что он будет использован согласно думским традициям лишь в качестве "болванки", в которую ко второму чтению могут быть внесены любые необходимые исполнительной власти тезисы (не только о критериях СРО), что обеспечит их быструю и беспрепятственную метаморфозу в закон.

Напомним, в нынешней редакции законопроектом предлагается отменить изменения, внесённые федзаконом № 403-ФЗ от 1 декабря 2014 года, касающиеся новых требований к численности членов СРО аудиторов и переходных положений для этих требований. Минимальная численность членов СРО до 2017 года составляла 700 физлиц или 500 организаций. Законом № 403-ФЗ данные показатели повышены до 10 тысяч аудиторов или 2 тысяч аудиторских компаний. Эти требования СРО должны были выполнить до 1 января 2017 года. В итоге на рынке осталось две СРО из пяти.