В связи с поступлением жалобы от физлица Шоргина С. Минфин издал приказ о проведении внеплановой проверки СОА НП «Аудиторская Палата России» (АПР), по результатам которой выявлены нарушения требований:

  • части 13 статьи 16, статьи 21 закона об аудиторской деятельности;
  • пункта 8 положения о порядке ведения госреестра СРО аудиторов (приказ Минфина № 41н от 30 апреля 2009 года);
  • пункта 6 положения о рабочем органе Совета по аудиторской деятельности (приказ Минфина № 146н от 29 декабря 2009 года).

В частности, в Минфин представлены недостоверные сведения о руководителе постоянно действующего коллегиального органа управления - центрального совета АПР Турбанове А.В., который был избран неуполномоченным органом. Минфин установил, что избрание данного руководителя отнесено уставом к компетенции общего собрания членов АПР, а не центрального совета.

По результатам проверки было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в установленный срок.

АПР обратилась в суд (дело № А40-45486/2015), полагая, что закон не предусматривает возможность инициирования внеплановой проверки гражданином, не являющимся аудитором, и не допускает проведение внеплановой проверки на основании обращения.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, разъяснив, что государственный контроль за деятельностью СРО аудиторов проводится в форме плановых и внеплановых проверок (часть 3 статьи 22 закона об аудиторской деятельности). Основанием для внеплановой проверки может быть жалоба на действия (бездействие) СРО аудиторов, которая может быть подана аудитором, органами власти власти, ЦБ, другими СРО аудиторов, общественными объединениями или иными лицами.

Суды отметили, что предписание содержит четкое и конкретное указание, не допускающее его двоякого толкования - Аудиторская палата должна выбрать руководителя центрального совета общим собранием членов палаты. 

Судья ВС (305-КГ16-2065 от 06.04.2016) отказал в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.