"Ъ": заказчики готовы менять аудитора, если конкуренты предложат лучшую цену

На рынке аудиторских и консультационных услуг текущий экономический кризис пока сказался не слишком сильно. По словам его участников, серьезного падения объемов выручки в аудите не наблюдается, а консалтинг даже показывает небольшой рост. При этом, однако, все эксперты отмечают серьезное обострение конкурентной борьбы за клиентов и готовность большинства заказчиков относительно легко соглашаться на смену аудитора, если его конкуренты предложат лучшую цену.

Рынок аудита 

Говоря о текущем положении дел на аудиторском рынке, его участники высказывают различные, порой противоположные точки зрения. Президент компании ФБК, участника сети Grant Thornton, Сергей Шапигузов, например, довольно оптимистичен. 

"Аудиторский рынок живет в этом году достаточно активно,— говорит господин Шапигузов.— Если кризис в данном сегменте и развивается, то развивается крайне постепенно. И на аудиторском рынке кризисные явления, характерные сейчас для многих секторов экономики, можно сказать, практически не сказываются — если, конечно, не считать определенного увеличения запросов, связанных с банкротством или закрытием компаний, особенно иностранных. Более того, я вижу по своей работе, наблюдается даже рост числа клиентов, мы набираем персонал. Единственное, что видно из негативных явлений,— никакого увеличения расценок на аудиторские услуги не наблюдается, несмотря на довольно высокий уровень инфляции. Участники рынка стараются сохранить свои расценки на прошлогоднем уровне либо даже уменьшают их. При этом конкуренция растет. Многие российские компании типа нашей или чуть меньше становятся достаточно активными. Причем ценовая конкуренция, безусловно, присутствует, но вопрос не только в ценах. Мне кажется, что просто уровень наших аудиторов и консультантов повышается. И, соответственно, растет конкуренция, а клиенты могут выбирать из большего количества предложений примерно одинаковых по качеству услуг". 

С этим мнением в целом соглашается генеральный директор группы "БДО Юникон" Владислав Погуляев. "На фоне некоторых других секторов российской экономики рынок аудита в 2015 году можно характеризовать как относительно стабильный, но конкуренция, конечно, нарастает. Выиграть смогут крупные аудиторские компании, располагающие технологиями и персоналом, способные предложить стабильный, высококачественный сервис по разумной цене",— отмечает он. 

Другие опрошенные "Ъ" эксперты относятся к происходящему с гораздо большим скептицизмом. "Российский рынок аудита в текущем году нельзя назвать спокойным,— считает партнер "Бейкер Тилли Россия" Александр Малков.— Новых клиентов для российского рынка практически не появлялось, поскольку рынки капиталов были по большей части недоступны, а банки старались снижать кредитную активность, а это, в свою очередь, демотивировало потенциальных заемщиков и клиентов к подготовке аудированной отчетности. Кроме того, заказчики услуг стали очень внимательно смотреть на цены, что привело к обострению конкуренции и некоторому снижению цен. У более активных аудиторских компаний появились неплохие возможности для получения новых клиентов и удержания существующих, потому что почти все компании провели конкурсы по выбору аудитора". 

"Сейчас на рынке аудита мы наблюдаем сохранение негативных тенденций, появившихся еще в 2014 году,— говорит генеральный директор компании "Уверенность" Максим Гладких-Родионов.— Идет снижение выручки аудиторских компаний, связанное в первую очередь с тем, что клиенты вынуждены экономить и от части услуг отказываться. Во-первых, отказываются те, у кого аудит был инициативный и они имели право его не проводить. Во-вторых, наблюдается тенденция перехода клиентов из крупных столичных аудиторских компаний в более дешевые региональные — очевидно, из соображений экономии. И, наконец, не секрет, что сейчас в мире происходит снижение цен на аудиторские услуги. Обычно за рубежом это связывают с увеличением прозрачности бизнеса и с меньшей ценностью аудиторской услуг. У нас же в этом плане ситуация более тяжелая: усложняются правила поведения на рынке, постоянно совершенствуются нормативные акты. В связи с этим трудозатраты на проведение проверок растут. А клиенты больше, чем раньше, платить не готовы. А, как правило, настаивают и на снижении размера оплаты". 

С такой оценкой рынка согласна управляющий партнер компании "Финэкспертиза" Нина Козлова. "Кризис оказал большое влияние на финансовый сектор, что привело к значительному вымыванию консалтинговых услуг, сокращается число аудируемых банков, сокращается количество и размер затрат на аудит банков,— замечает она.— Происходит отказ от облигационных займов в силу невозможности проведения их публичного размещения на зарубежных рынках. По той же причине наблюдается снижение интереса российских компаний к составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО. А поскольку инвесторы являются одной из основных групп пользователей финансовой отчетности, заинтересованных в ее прозрачности и качественности, клиенты начинают меньшее внимание уделять вопросам качества аудита. Если говорить о конкурсах, закупки зачастую проводятся по демпинговым ценам, есть тенденция к выбору аудитора на конкурсной основе не только в государственном, но и в коммерческом секторе. При этом заказчики стали легче и быстрее принимать решения о смене аудитора, даже если они работали с этим аудитором на протяжении ряда лет. И все большее число закупок совершается на два-три года, что способствует сокращению издержек на проводимые тендеры, помогает сократить стоимость услуг на аудит". 

По мнению Нины Козловой, следует ожидать дальнейшего сокращения объема рынка аудиторских услуг в связи с планируемым увеличением критериев по минимальной выручке, начиная с которой аудит является обязательным — с 400 млн до 800 млн руб. в год. По ее оценкам, число компаний с выручкой в диапазоне 400-800 млн руб. составляло 63% от всех компаний, проходящих обязательный аудит. И значительная часть из них в текущей экономической ситуации вполне может решить сэкономить на услугах аудиторов — если, конечно, минимальная планка для обязательного аудита действительно будет поднята. 

Рынок консалтинга 

На рынке консультационных услуг все, по-видимому, намного спокойнее, чем на аудиторском. Эксперты отмечают его устойчивость и даже некоторый рост. Хотя спектр наиболее востребованных услуг, безусловно, изменился по сравнению с докризисным. 

"На рынке консалтинга я не вижу каких-либо существенных изменений,— говорит Сергей Шапигузов. Единственное, что, наверное, можно упомянуть: как и на аудиторском рынке, наша статистика показывает рост числа обращений по банкротствам и закрытию бизнеса. Как правило, такие задачи требуют поддержки консультантов по целому комплексу вопросов — это и оценка бизнеса, и правовые вопросы, и налоговые". При этом, по мнению Сергея Шапигузова, консультационный рынок в целом показывает рост, но этот рост не превышает уровня инфляции. 

"Сейчас в связи с кризисом есть тенденция к свертыванию или серьезному сокращению различных инвестиционных программ как в государственном, так и коммерческом секторе,— рассказывает Нина Козлова.— Разумеется, это ведет к сокращению спроса на консультационные услуги. С другой стороны, идет серьезный рост количества запросов от государственного сектора на управленческий консалтинг. Например, это аудит проектов развития, опросы удовлетворенности потребителей госуслуг, анализ качества госуслуг. Со стороны коммерческого сектора можно отметить устойчивый спрос на налоговый консалтинг — это вопросы трансфертного ценообразования, налоговые споры, много запросов, касающихся возврата ранее выплаченных налогов. Кроме того, серьезное оживление наблюдается в сфере оценки, бизнес-планирования. Это связано с тем, что в текущей ситуации снижения курса рубля и общего снижения запросов собственников есть возможность осуществить покупку бизнеса либо доли в нем на достаточно выгодных условиях. И, конечно, нельзя не отметить роста конкуренции, в том числе ценовой. Что подогревается желанием получать качественный консалтинг, но подешевле. К сожалению, это далеко не всегда получается. Поэтому приходится говорить о некоем общем снижении качества услуг на данном рынке". 

Максим Гладких-Родионов также отмечает существенное падение спроса в сегменте консультационных услуг, связанных с обслуживанием инвестиционных проектов. "Но есть и сегменты, где спрос растет,— добавляет он.— Это консалтинг в сферах управления издержками, управления активами, повышения эффективности стратегии предприятия. Кризис почувствовали уже, наверное, все, и даже самые нерадивые бизнесмены серьезно задумываются о вопросах повышения эффективности. При этом, в отличие от рынка аудита, почти не наблюдается перетока клиентов от более дорогих консультантов к более дешевым — видимо, потому, что клиентам именно в таких услугах очень важно качество. И цены на рынке консалтинга не падали, а даже немного подросли. Хотя если брать не номинальные, а реальные, с учетом инфляции цены, то они не выросли, а скорее даже несколько снизились". 

Александр Малков отмечает повышение спроса на бухгалтерские услуги, а также услуги в сфере налогового и юридического консалтинга и оценки. "Услуги в таких сегментах, как бухгалтерские услуги и оценка, остались по-прежнему востребованными,— говорит он.— Более того, мы заметили даже некоторый рост спроса и объемов рынка. Это было вызвано оптимизацией расходов компаний в текущей рыночной ситуации в части бухгалтерских услуг, а в части оценочных услуг — большим количеством сделок, связанных с вопросами покупки долей в бизнесе и корпоративного управления. Речь главным образом шла о слияниях и поглощениях, а также о сделках по оптимизации бизнеса путем продажи непрофильных активов. Такие сделки, очевидно, требовали и юридического сопровождения. Кроме того, в связи с тяжелым положением ряда заемщиков сейчас востребованы услуги по оценке земельных участков и недвижимости".