Ростовская аудиторско-консалтинговая группа «Гудвилл» подписала соглашение о вхождении в международную аудиторскую и консалтинговую сеть RSM International. Предполагается, что компания, сохранив самостоятельность руководства, получит ресурсную базу крупного международного игрока и сможет увеличить количество предоставляемых клиентам услуг и повысить их качество. Эксперты оценивают шаг АКГ, как вполне своевременный — с их точки зрения, при присоединении к крупным международным компаниям высокого уровня региональные операторы получают дополнительную возможность удержаться на высококонкурентном рынке.

Директор по развитию АКГ «Гудвилл» Антон Иванов отказался от подробного изложения условий подключения к работе в сети, заметив лишь, что «вопрос о поглощении его компании сетью RSM не поднимался. По мнению некоторых участников рынка, «Гудвилл» станет ассоциированным членом некоммерческого партнерства «РСМ Топ-Аудит», что означает скрытую форму владения. Официально подробности соглашения стороны раскроют 30 мая, в ходе визита в Ростов представителей RSM. Сам же господин Иванов ограничился сообщением, что, согласно условиям соглашения, «Гудвилл» сохранил за собой право подписывать отчеты от своего имени, но вместе с тем получил возможность привлекать партнеров за рубежом и значительно расширить круг своих клиентов. По его словам, RSM International работает с компаниями, специализирующимися в сфере энергетики, нефтедобычи, химии, телекоммуникациях, металлургической промышленности, сельском хозяйстве. В 2007 году сеть выиграла у так называемой «большой четверки» мировых аудиторских компаний (PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, KPMG, Deloitte&Touche) тендер на оказание услуг структурам РАО ЕЭС. Теперь к работе с ними может подключиться и ростовская АКГ.

Кроме того, подписав соглашение о вхождении в занимающую 7-е место в мире международную сеть, «Гудвилл» получил доступ на зарубежный фондовый рынок. Как пояснила „Ъ“ управляющий партнер компании Нина Фирсова, ранее ее услугами не могли пользоваться клиенты, проводящие IPO, так как аудиторские заключения АКГ не котировались на международных биржах. Теперь «Гудвилл» сможет обслуживать и таких клиентов. При этом компания получает выигрыш в ценовой политике. По утверждению госпожи Фирсовой, «большая четверка» не рассматривает заявки стоимостью менее $100 тыс., тогда как цены на услуги ростовской компании, работающей по международным технологиям, «останутся региональными», то есть, «на порядок ниже».

В пресс-службе российского отделения RSM — АКГ «РСМ Топ-Аудит» „Ъ“ подтвердили, что «соглашение с „Гудвиллом“ не является ни слиянием, ни поглощением. „Гудвилл“ — один из крупнейших игроков на южнороссийском рынке, поэтому работа с ним и вызывает интерес у сети», — сказал „Ъ“ представитель пресс-службы. Он также подчеркнул, что «Гудвилл» более четырех месяцев адаптировал технологию своей работы к требованиям АКГ «РСМ Топ-Аудит» и в настоящий момент она полностью соответствует ее стандартам. В свою очередь Антон Иванов объяснил выбор партнера приемлемыми условиями вхождения в сеть. По его словам, «уход под кого-либо из „большой четверки„ с ее требованием передачи 51% акций в обмен на не очень конкретные обещания предоставления объемов услуг фактически лишил бы компанию самостоятельности и вынудил бы отдавать владельцу брэнда половину своих доходов».

По мнению генерального директора универсального маркетингового агентства «Бизнес Аналитик» Оксаны Хомич, «Гудвилл» принял эффективное решение. Госпожа Хомич полагает, что в сфере консалтинговых услуг будущее принадлежит небольшому количеству игроков высокого уровня, поэтому от присоединения к ним региональные операторы больше выигрывают, чем теряют. «Страх потери индивидуальности нужно соизмерять с ресурсами, которые мелкие компании получат благодаря сотрудничеству с крупным игроком», — сказала она. Эксперт полагает, что региональный рынок уже вполне созрел для прихода на него серьезных иностранных консалтинговых компаний. По данным агентства, к концу 2007 года на южнороссийский рынок намерен выйти KPMG, который также будет искать себе партнеров в ЮФО. Скорее всего, его примеру последуют и другие представители «большой четверки». В этих условиях вхождение в международные сети становится едва ли не единственным способом выжить для мелких игроков, у которых невелики шансы на успех в конкуренции с крупными компаниями.

Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все участники рынка. Как пояснил „Ъ“ глава одной из ростовских аудиторских компаний, попросивший не называть его имени, мелкие игроки все равно найдут своего клиента — крупные аудиторско-консалтинговые компании, скорее всего, не будут связываться с представителями малого, да и среднего бизнеса, так как у них невелики объемы. «Вот эту нишу мы и будем занимать»,— заключил предприниматель.

Коммерсантъ-Юг