Компаниям придется заверять отчетность через тендер

Компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту, могут обязать проводить тендер на отбор аудитора. Таким образом регуляторы пытаются перераспределить доли игроков рынка аудиторских услуг. Однако организаторы конкурсов давно приспособились выстраивать свои условия под конкретного участника.

Об инициативе рабочей группы совета по аудиторской деятельности при Минфине обязать компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту, выбирать аудитора путем открытого конкурса, "Ъ" рассказал зампред рабочей группы, гендиректор компании "HLB Универс-Аудит" Дмитрий Лимаренко. При этом от компаний, выбирающих аудиторов на тендерах, потребуют ориентироваться на качество оказываемых услуг и квалификацию участников, а не только на стоимость услуги. По словам господина Лимаренко, участники группы соотнесли данные от Минфина и Еврокомиссии и предложили данную меру, чтобы предотвратить концентрацию 90% аудиторского рынка у "большой четверки", как это происходит сейчас в Европе. Согласно последним данным Минфина, доля Ernst & Young, PwC, KPMG и Deloitte составляет 39% российского рынка, однако в числе их клиентов практически все крупные компании. По словам господина Лимаренко, данная инициатива не встретила препятствий со стороны представителей Минфина. На запрос "Ъ" в Минфине не ответили.

В соответствии с законом "Об аудиторской деятельности", под обязательный аудит сейчас попадают ОАО, компании, чьи ценные бумаги торгуются на бирже, банки, страховые и клиринговые организации, бюро кредитных историй, НПФ, а также организации с объемом выручки свыше 400 млн руб. или суммой активов бухгалтерского баланса свыше 60 млн руб.

В аудиторских компаниях из числа лидеров рыка к инициативе отнеслись скептически. "Нужно ли проводить тендер, как часто и на каких условиях, должны определять уполномоченные органы компании — совет директоров, комитет по аудиту, акционеры и собственники компаний — или государство в случае с государственными компаниями, а не устанавливать это законодательно",— уверен управляющий партнер PwC в России Дэвид Грэй. "По нашим наблюдениям, риск аудиторской ошибки наиболее высок в первые два-три года аудита большой компании, если же аудитор каждый год будет меняться, это приведет к снижению качества аудита и снижению достоверности финансовой отчетности",— указывает партнер компании "Эрнст энд Янг" Игорь Буян. "Эта инициатива в некоторой степени опасна для банковского рынка с точки зрения достоверности отчетности",— соглашается первый зампред правления СМП-банка Александр Левковский. Если у банков возникали какие-то проблемы с отчетностью, то в подавляющем большинстве случаев она заверялась маленькими аудиторскими организациями, указывает он.

Впрочем, даже если соответствующие поправки будут приняты, фактически к перераспределению долей на рынке аудиторских услуг это не приведет, считают эксперты. Даже если мелкая компания будет впереди по цене своих услуг, по качественным характеристикам — количеству аттестованных аудиторов, аналогичных по масштабу проектов, наличию заграничных филиалов у аудированных компаний, сумме выручки,— она изначально будет уступать лидерам, отмечает директор департамента оценки АГК "Развитие бизнес-систем" Максим Тищенко. К тому же многие банки, например, сами не захотят расставаться с крупными аудиторскими компаниями. "Не хотелось бы, сэкономив несколько десятков тысяч долларов на услугах мелкого аудитора, вызвать подозрения у аналитиков других банков, рейтинговых агентств, держателей наших бондов, что мы пытаемся скрыть какие-то проблемы, пригласив более лояльного аудитора",— говорит председатель правления СБ-банка Андрей Егоров.

Те, кто не захочет менять аудитора, смогут применить стандартные схемы настройки конкурса под определенного участника, говорят эксперты. "При проведении тендеров сейчас требования выстраиваются под финалиста — например, количество аудиторов в компании-конкурсанте должно составлять ровно 353 человека",— делится топ-менеджер аудиторской компании из топ-10. Другой вариант — установить невыполнимые условия конкурса, например определить, что документы на участие должны быть поданы через два дня с банковской гарантией на сумму заявленной выручки. "Фактически выполнить это условие, не зная о нем заранее, невозможно хотя бы потому, что у банка уходит намного больше времени на принятие решения о выдаче гарантии",— отмечает собеседник "Ъ".