Свести к минимуму возможные проблемы с налоговиками в тот момент, когда экономика находится в глубокой пропасти, как говорится, сам бог велел. Тем более это важно для продолжения успешной работы предприятия (или, по крайней мере, его выживания) в условиях действия запутанных и не слишком стабильных российских налоговых законов. Справиться с этой задачей поможет налоговый аудит.

  • В два приема

Потратить деньги на организацию и проведение аудита, что ни говори, значительно выгоднее, чем оказаться погребенным под глыбой реализовавшихся на практике фискальных рисков. Проверку своих налоговых дел компании обычно доверяют независимым аудиторским организациям. Уровень их ответственности и компетентности в определенной мере гарантируется положениями «профильного» Закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ. Стоит отметить, что согласно статье 7 данного закона в некоторых случаях компании и индивидуальные предприниматели «попадают» на ежегодный обязательный аудит. Он проводится, в частности, если:

организационно-правовая форма предприятия – ОАО;

– по виду деятельности компания относится к кредитным или страховым организациям, товарным или фондовым биржам, инвестиционным или государственным внебюджетным фондам и т. д.;

– объем выручки за один год – более 50 миллионов рублей;

– сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей.

Целью ежегодного обязательного аудита является проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или ИП. В свою очередь, налоговый аудит организации проводят добровольно, чтобы оценить степень возможных налоговых рисков и исправить роковые ошибки до того как их выявят представители ФНС. Иными словами, компания получает возможность предотвратить не только начисление таких санкций, как штрафы, пени, но и в отдельных случаях избежать уголовной ответственности. Скорее всего, именно поэтому налоговый аудит является одним из наиболее востребованных видов аудиторских услуг.

Как правило, данный процесс состоит из двух основных частей: предварительной оценки действующей в компании системы уплаты налогов и подтверждения правомерности используемых способов расчета конкретных налогов и сборов. На первом этапе аудиторы осуществляют общий анализ налогового учета и налоговой политики компании, определяют основные факторы, влияющие на налогооблагаемые базы. Кроме того, они проверяют применяемые в организации методики расчета налогооблагаемых баз, оценивают соответствующий документооборот. После этого наступает время правовой и налоговой экспертизы системы хозяйственных взаимоотношений внутри предприятия применительно к налоговой политике фирмы.

Что касается второго этапа, то здесь приглашенные контролеры выборочно исследуют «первичку» компании и на основе проведенной аналитической работы проверяют, насколько грамотно сформированы сотрудниками бухгалтерии налогооблагаемые базы, верно ли применяются льготы и составляются декларации. В итоге аудиторы готовят письменный отчет, в котором указывают выявленные ими несоответствия и нарушения налогового законодательства, оценивают обнаруженные ошибки с точки зрения возможных налоговых рисков, а также дают ценные советы по исправлению неточностей и устранению нежелательных для предприятия последствий.

  • Зеркальное отражение

Не нужно удивляться, если в работе приглашенного эксперта вы усмотрите сходство с известными до боли действиями государственных налоговых инспекторов. Дело в том, что «равнение» на методы сотрудников ИФНС зачастую помогает аудиторам выискивать «ахиллесову пяту» в налоговой системе компании. Они, в частности, не пренебрегают выявлением «недобросовестных контрагентов», отслеживают правильность применения бухгалтером типовых унифицированных форм. Кроме того, аудиторы контролируют заполнение счетным работником всех обязательных реквизитов, вплоть до расшифровки подписей и указания должностей «руководящего состава» фирмы. Именно эти люди (как впоследствии и представители ИФНС) проверяют производственную обоснованность и экономическую целесообразность произведенных расходов. К примеру, одновременное привлечение коммерческой организацией крупного банковского кредита и выдача ею же беспроцентных займов сторонним юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям натолкнет аудитора и инспектора налоговой службы на одинаково нехорошие размышления.

Так же скрупулезно исследуется соответствие выплачиваемой на предприятии зарплаты с аналогичными среднеотраслевыми показателями. Грамотный и ответственный аудитор наверняка выявит наличие нелогичных бизнес-процессов или несовпадения между реальными делами и их отражением в документах компании. Эксперты журнала «Консультант» приводят яркий пример таких «нескладушек»: фирма на бумаге занимается оптовой торговлей и должна доставлять своим покупателям продукцию, однако при этом у нее не имеется склада, транспорт на балансе не числится, договора с какой-либо оказывающей услуги по перевозке компанией у нее также нет. Риски налицо, и аудитор обязан предупредить о них владельцев бизнеса. А уж тот, в свою очередь, вправе решать, играть с огнем в условиях финансового кризиса или поостеречься.