Российский бизнес все чаще успокаивает мятежную душу, доверив независимым аудиторам свою финансовую отчетность. Кажется, это уже входит в привычку. О роли главного контролера расходования бюджетных средств - Счетной палаты РФ, говорит хотя бы тот страх, с которым чиновники ждут прихода аудиторов. И не зря. Например, по итогам прошлого года только по одному направлению - контролю расходов федерального бюджета на общегосударственные вопросы, выявлены финансовые нарушения на 2,7 миллиарда рублей, в том числе нецелевое использование средств бюджетной системы - 6,4 миллиона рублей.

Понятно, что после проверок Счетной палаты нарушения устраняются, виновные привлекаются... Но вот парадокс: вроде и деньги выделяются и расходуются как надо, а результатов зачастую не видно. В том смысле, что эффективность этих расходов оставляет желать много лучшего. В развитых странах уже давно нашли средство против этой "болезни". Называется оно - аудит эффективности. В отличие от аудита правильности - подтверждения достоверности финансовой (бюджетной) отчетности, вскрытия нарушений или злоупотреблений в ее формировании, проверки законности и целевого использования средств, аудит эффективности ориентирован на систематическую оценку результативности использования ресурсов, а также поиск причин неэффективности и возможностей улучшения деятельности.

Сравнительно недавно об этом заговорили и у нас. Например, в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах указывается на необходимость "разработки и внедрения системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов". Однако пока от деклараций и пожеланий мы никак не можем перейти к реальным действиям. Одна из причин - отсутствие системной и глубокой проработки вопроса. "Без правовой и методической базы попытки внедрить любой инновационный инструмент госуправления, в том числе и призывы шире использовать аудит эффективности, остаются магическими заклинаниями", - уверен Максим Николаев, директор департамента консультационных услуг государственному сектору компании ФБК.

Изначально предполагалось, что введение аудита эффективности будет идти параллельно с реформой бюджетного процесса, в первую очередь с внедрением бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Согласно методологии БОР, проверяемые организации должны устанавливать в плановых документах количественно измеримые показатели непосредственных и конечных результатов. Отчетность о выполнении установленных показателей и достижении результатов деятельности составляет информационную базу для проведения аудита эффективности. Как показывает зарубежный опыт, аудит эффективности становится востребован именно тогда, когда внедрена система БОР, когда закон о бюджете представлен в структуре программ с заданными результатами использования бюджетных средств. Однако у нас пока даже внедрение БОР не доведено до логического завершения.

"Многие процедуры аудита эффективности могут быть заимствованы из аудита правильности, но в целом разработка методологии довольно трудна. Все дело в том, что для сектора государственного управления неприменимы или малоприменимы понятные и универсальные критерии и показатели коммерческой деятельности (прибыль, рентабельность, капитализация и др.)", - считает Максим Николаев. Пока для аудита эффективности есть только методика Счетной палаты Российской Федерации. Однако, как утверждают эксперты, она далеко не безупречна для практического применения.

И еще один немаловажный вопрос - кто должен заниматься аудитом эффективности, координировать и регулировать его развитие? Только Счетная палата и контрольно-счетные органы в регионах? Или также и другие органы государственного финансового контроля, службы внутреннего аудита в органах исполнительной власти и независимые аудиторы?

К сожалению, пока вопросов больше, чем ответов. Но ясно одно: чтобы аудит эффективности занял надлежащее ему место в системе государственного финансового контроля и способствовал повышению качества госуправления, в том числе и в борьбе с коррупцией, необходима понятная нормативная основа. В особом внимании нуждается и развитие кадровой базы аудита эффективности, поскольку на всех уровнях государственного и муниципального управления катастрофически не хватает квалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями. Нужна система подготовки, переподготовки и сертификации государственных аудиторов. Без них эффективность государственного управления так и останется прекраснодушными мечтаниями.