Добавлены разделы "Полномочия проводить аудит отчётности общественно значимых организаций", "Заявления и разъяснения аудируемого лица", изменены акценты в некоторых других разделах.
Минфин опубликовал новые рекомендации для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудиторов по проведению аудита годовой бухгалтерской отчётности. Методичка в этот раз касается отчётности за 2024 год.
В разделе "Влияние ситуации" в принципе ничего не поменялось относительно прошлогодних рекомендаций. Добавлен раздел "Полномочия проводить аудит отчётности общественно значимых организаций". Здесь Минфин напоминает, что аудит отчётности ОЗО за 2024 год вправе проводить только аудиторские организации, сведения о которых внесены казначейством в реестр. Если же речь идёт об ОЗО на финансовом рынке, то такой аудит могут проводить только аудиторские организации, сведения о которых внесены в другой реестр Банком России. Минфин также напомнил, что аудируемые лица вправе требовать и получать от аудиторской организации сведения о внесении её в реестры.
Раздел, посвящённый системе управления качеством в аудиторской организации, в этот раз заточен не на вопросы создания, функционирования и так далее этой системы, а на вопросы её оценки.
Добавлен ещё один новый раздел "Заявления и разъяснения аудируемого лица". В соответствии с МСА 580 аудитор должен запросить руководства письменные заявления, подтверждающие, что руководство:
- выполнило свои обязанности по подготовке бухгалтерской отчётности в соответствии с применимой концепцией;
- представило аудитору всю необходимую информацию и доступ к ресурсам, как того требует условия аудиторского задания, а также о том, что все операции были отражены в учете и представлены в бухгалтерской отчётности.
Иные МСА также содержат требования о получении письменных заявлений от руководства аудируемого лица. В частности, например, о подтверждении ответственности за разработку и функционирование системы внутреннего контроля, о том, считает ли руководство воздействие неисправленных искажений несущественным, о раскрытии претензий и судебных разбирательств аудитору, другие. В случае непредставления разъяснений аудитор должен обсудить этот вопрос руководством аудируемого лица, переоценить его добросовестность, принять меры, в том числе, определить возможное влияние на мнение в АЗ.
В рекомендациях также изменился раздел, посвящённый антиотмывочному законодательству. В этот раз акцент сделан на права и обязанности аудиторской организации или индивидуального аудитора. В том числе, Минфин напоминает, что при оказании аудиторских услуг аудиторы обязаны идентифицировать клиента, выгодоприобретателя и так далее, оценить риск совершения подозрительных операций, принять меры по снижению этого риска, делиться информацией по запросу с Росфинмониторингом, создать систему внутреннего контроля, фиксировать и хранить сведения, в определённых ситуациях должен отказать клиенту в приёме на обслуживание и так далее.
Рекомендации приложены к письму от 18 декабря 2024 года № 07-04-09/128024.