Комитет СРО дал разъяснения насчет аудита отчетности ОЗО за 2021 и 2022 годы
© anekdotov.net

Проводить аудит отчетности ОЗО и ОЗО ФР за 2021 и 2022 годы вправе аудиторские организации, не включенные в соответствующий реестр. При этом дополнительные требования к численности штатных сотрудников – аудиторов, установленные для внесения организации в указанные реестры, не применяются.

СРО опубликовала разъяснение позиции комитета по правовым вопросам аудиторской деятельности о проведении аудита отчетности за 2021 и 2022 годы общественно значимых организаций (ОЗО) и общественно значимых организаций на финансовом рынке (ОЗО ФР).

Проводить такой аудит начиная с отчётности за 2023 год вправе только аудиторские организации, включенные в соответствующий реестр. Указанное требование законодатель не связывает с временем проведения аудита.

Требования к численности штатных сотрудников – аудиторов для включения аудиторской организации в реестры по ОЗО и ОЗО ФР, установлены на периоды до 1 января 2023 года и после этой даты.

Проводить аудит отчетности ОЗО и ОЗО ФР за 2021 и 2022 годы вправе аудиторские организации, не включенные в соответствующий реестр. При этом дополнительные требования к численности штатных сотрудников – аудиторов, установленные для внесения организации в указанные реестры, не применяются.

Руководителем аудита отчётности ОЗО с 1 января 2022 года может быть назначен аудитор, являющийся работником аудиторской организации по основному месту работы, а также имеющий аттестат, выданный после 1 января 2011 года.

Начиная с отчетности за 2023 год в отношении услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗО и ОЗО ФР, начиная с 1 января 2023 года в отношении сопутствующих услуг, оказываемых ОЗО и ОЗО ФР, будут применяться положения об оказании аудиторских услуг ОЗО и ОЗО ФР только теми аудиторскими организациями, сведения о которых будут внесены в соответствующие реестры.

Значит, условием проведения аудита ОЗО и ОЗО ФР начиная с отчетности за 2023 год будет являться внесение сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр.

Для внесения в реестр надо соблюсти условия:

  • ОЗО: численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее трех, с 1 января 2023 года не менее пяти;
  • ОЗО ФР: численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года не менее двенадцати.

Руководитель аудита ОЗО должен соответствовать следующим требованиям:

  • быть работником аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги ОЗО, по основному месту работы;
  • иметь опыт участия в оказании аудиторских услуг ОЗО в течение трех лет, непосредственно предшествовавших году начала оказания аудиторской услуги.

Специальный срок для вступления в силу указанных положений не предусмотрен. Минфин разъяснял, что руководителем аудита ОЗО может быть только аудитор с новым аттестатом. Аудитор, имеющий старый аттестат, не может быть назначен руководителем аудита ОЗО. В первоничальном разъяснении Минфин выдвинул такие трулования к любым руководителям аудита, а позднее уточнил свои инструкции.

Позиция СРО не может рассматриваться как официальное толкование нормативных актов, "заменяющее собственное профессиональное суждение аудитора, руководствуясь которым, аудитор может прийти к выводам, отличным от изложенных в настоящем письме, поскольку в его распоряжении может иметься более детальная информация относительно фактов и обстоятельств, связанных с заданным вопросом", – пишет СРО. Также СРО отмечает, что озиция органов Федерального казначейства, Минфина или суда по указанным вопросам может отличаться от позиции СРО ААС.