Минфин попытался разъяснить, каким аудиторам грозит информационный голод
© anekdotov.net

Минфин перечислил критерии, как выявить "плохого" аудитора. Но они настолько сложны, что клиенту проще перестраховаться и на всякий случай не работать с Б4.

Минфин выпустил информационное сообщение о недавнем постановлении правительства № 622 об ограничении предоставления сведений аудируемыми лицами, а также лицами, заключившими договор оказания аудиторских услуг.

Каких аудиторов касаются ограничения

Напомним, что главным вопросом, интересующим аудиторское сообщество, стали перспективы так называемой Б4. Минфин прямо на этот вопрос не ответил, но выдал довольно исчерпывающие признаки – субъектами аудиторской деятельности, в отношении которых применяются ограничения (объектами ограничений), стали:

  • аудиторская организация, находящаяся под прямым или косвенным контролем иностранного гражданина, лица без гражданства, иностранного юрлица, международной компании. При этом контроль определяется как наличие права:
    •    прямо или косвенно (через подконтрольных лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации или на основании договоров доверительного управления имуществом, или простого товарищества, или поручения, или акционерного соглашения, или иного соглашения, по которому реализуются права, удостоверенные акциями (долями) подконтрольной организации, более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации;
    •    назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.
  • аудиторская организация, входящая в одну группу лиц с названными иностранными лицами. Группа лиц определяется в соответствии со статьей 9 закона «О защите конкуренции» как совокупность физлиц и юрлиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих:
    •    физлицо или юрлицо имеет в силу своего участия в хозобществе либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в капитале этого хозобщества (а также – товарищества, хозяйственного партнерства);
    •    исполнение функций единоличного исполнительного органа юрлица физлицом или юрлицом;
    •    лицо на основании учредительных документов или договора вправе давать хозобществу (товариществу, партнерству) обязательные для исполнения указания;
    •    юрлица, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (набсовета, совета фонда) составляют одни и те же физлица;
    •    по предложению физлица или юрлица назначен или избран единоличный исполнительный орган хозобщества (хозпартнерства);
    •    по предложению физлица или юрлица избрано более 50% коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (набсовета) хозобщества;
    •    физлицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;
    •    лица, каждое из которых по какому-либо из указанных выше входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по перечисленным признакам;
    •    лица, которые по какому-либо из указанных выше признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли).
  • индивидуальный аудитор.

Для аудиторской организации, входящей в международную сеть, соответствие критериям, установленным постановлением 622, определяется с учетом такого членства и организационных основ деятельности международной сети.

Как клиенту во всем этот разобраться – не известно. Возможно, что Б4 все-таки пострадает хотя бы потому, что клиенты будут перестраховываться и ограничивать работу с таким аудиторами.

Какие клиенты применяют ограничения

"Помалкивать" клиенты аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. А также те, кто в силу ряда поставновлений кабмина вправе не раскрывать или раскрывать в ограниченном объеме ряд сведений, например, эмитенты ценных бумаг, в отношении которых действуют меры ограничительного характера, или кредитные организации, отнесенные к категории уполномоченных банков по закону об оборонзаказе.

Минфин привел таблицу, где перечислены контретные типы клиентов и постановления, согласно которым они вправе не раскрывать информацию. Примеры мы недавно приводили, рассказывая о постановлении 622.

Также Минфин пояснил, что если в отношении раскрытия (предоставления) информации к клиенту применимо несколько постановлений, то такой клиент не предоставляет аудитору информацию, определенную всеми этими актами. Остальную информацию клиенты должны выдавать.

Как вести аудит в таких условиях

Постановление 622 не изменяет положения МСА, указал Минфин. В этой связи непредоставление какой-либо информации аудируемым лицом должно оцениваться в соответствии с применимыми положениями МСА.

Для проверки информации, в отношении которой действуют ограничения, может быть привлечена другая аудиторская организация. При этом взаимодействие трех сторон следует организовать согласно МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)». Привлечение другого аудитора согласовывается клиентом и основным аудитором. Основной аудитор выдает инструкции, содержащие, среди прочего, требования основного аудитора к работе другого аудитора и оформлению ее результатов. По результатам выполненной работы другой аудитор представляет основному отчет, составленный в соответствии с инструкциями основного аудитора и с учетом ограничений, предусмотренных постановлением 622.

Постановление 622 вступило в силу 29 апреля 2021 года (информсообщение от 29 апреля 2021 года № ИС-аудит-43).