Минфин попытался разъяснить, каким аудиторам грозит информационный голод

Минфин выпустил информационное сообщение о недавнем постановлении правительства № 622 об ограничении предоставления сведений аудируемыми лицами, а также лицами, заключившими договор оказания аудиторских услуг.

Каких аудиторов касаются ограничения

Напомним, что главным вопросом, интересующим аудиторское сообщество, стали перспективы так называемой Б4. Минфин прямо на этот вопрос не ответил, но выдал довольно исчерпывающие признаки – субъектами аудиторской деятельности, в отношении которых применяются ограничения (объектами ограничений), стали:

Для аудиторской организации, входящей в международную сеть, соответствие критериям, установленным постановлением 622, определяется с учетом такого членства и организационных основ деятельности международной сети.

Как клиенту во всем этот разобраться – не известно. Возможно, что Б4 все-таки пострадает хотя бы потому, что клиенты будут перестраховываться и ограничивать работу с таким аудиторами.

Какие клиенты применяют ограничения

"Помалкивать" клиенты аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. А также те, кто в силу ряда поставновлений кабмина вправе не раскрывать или раскрывать в ограниченном объеме ряд сведений, например, эмитенты ценных бумаг, в отношении которых действуют меры ограничительного характера, или кредитные организации, отнесенные к категории уполномоченных банков по закону об оборонзаказе.

Минфин привел таблицу, где перечислены контретные типы клиентов и постановления, согласно которым они вправе не раскрывать информацию. Примеры мы недавно приводили, рассказывая о постановлении 622.

Также Минфин пояснил, что если в отношении раскрытия (предоставления) информации к клиенту применимо несколько постановлений, то такой клиент не предоставляет аудитору информацию, определенную всеми этими актами. Остальную информацию клиенты должны выдавать.

Как вести аудит в таких условиях

Постановление 622 не изменяет положения МСА, указал Минфин. В этой связи непредоставление какой-либо информации аудируемым лицом должно оцениваться в соответствии с применимыми положениями МСА.

Для проверки информации, в отношении которой действуют ограничения, может быть привлечена другая аудиторская организация. При этом взаимодействие трех сторон следует организовать согласно МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)». Привлечение другого аудитора согласовывается клиентом и основным аудитором. Основной аудитор выдает инструкции, содержащие, среди прочего, требования основного аудитора к работе другого аудитора и оформлению ее результатов. По результатам выполненной работы другой аудитор представляет основному отчет, составленный в соответствии с инструкциями основного аудитора и с учетом ограничений, предусмотренных постановлением 622.

Постановление 622 вступило в силу 29 апреля 2021 года (информсообщение от 29 апреля 2021 года № ИС-аудит-43).


Источник : Audit-it.ru