22 января 2008 года в Москве состоялся II Гражданский Форум. Одно из его секционных заседаний – «Роль институтов гражданского общества в сфере экономики» прошло под представительством Президента РСПП Александра Шохина. Подводя итоги работы секции, он отметил:

«Можно утверждать, что в современном экономическом развитии России все более важную роль играют институты гражданского общества. Бизнес-сообщество в прошедшие годы превратилось в самостоятельную общественную силу, внятно заявляющую о своей позиции и интересах. Предприниматели, промышленники, управленцы – это активная категория наших граждан, вносящих существенную лепту в укрепление экономики страны, в развитие рынка труда и занятости, в обеспечение профессиональной подготовки работников, обеспечение достойных условий их труда и жизни.

В свою очередь, государство нуждается во взаимодействии с бизнес-сообществом, которое не только дает «обратную связь» на экономические решения и планы правительства, но и выступает как партнер государства в хозяйственной деятельности. Частный бизнес сегодня во многом определяет деловой климат и внешнеэкономические перспективы России, состояние рынка труда и занятости. Бизнес-сообщество способно сегодня вырабатывать консолидированную позицию, вырабатывать правила деятельности на рынках, выполнять целый ряд государственных фекций.

К таким выводам пришли участники Секции, которая сегодня обсудила роль предпринимательского сообщества в экономике».

По мнению Александра Шохина, из этого обсуждения можно сделать несколько выводов:

Первое. В минувший год состоялось событие, определившее важную перспективу развития бизнес-сообщества – принят федеральный закон о СРО.
Под саморегулированием новый закон понимает самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательства по разработке и установлению стандартов и правил их деятельности, а также контроль за соблюдением этих требований и правил.

Сегодня ни у кого нет сомнений в том, что бизнес может и должен качественно решать вопросы, ранее относившиеся к исключительной компетенции госорганов. Примером такого подхода являются сферы фондового и страхового рынка, аудита, оценки, активно действуют ассоциации арбитражных управляющих и многие другие.
Теперь же в дополнение к решаемым задачам СРО будут обеспечивать и дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями товаров и услуг за счет страховых механизмов и формирования компенсационного фонда.

По отношению к своим членам СРО вправе устанавливать входные требования, а также уполномочены осуществлять контроль за их деятельностью. СРО, принявшие на себя установленные законом обязанности и права, подлежат включению специальный государственный реестр.

Развитие СРО - ответственная задача для всего российского бизнес-сообщества. Ее решение требует взвешенных подходов применительно к каждой сфере, необходим обмен положительной практикой, ее обобщение. Возможна корректировка и развитие нормативной базы деятельности СРО особенно в отраслевом законодательстве.

Однако, развивая СРО, нельзя допустить возникновения теперь уже внутренних административных барьеров, особенно в тех сферах, где членство в СРО обязательно для осуществления той или иной деятельности, - подчеркнул Александр Шохин.
Нельзя допустить также, чтобы эти полномочия бизнес-организаций создавали неравные условия, приводили к протекционизму, мошенничеству или взяткам.
Особо следует отметить необходимость усиления роли СРО и других общественных организаций в развитии делового климата. Опрос, проведенный по заказу РСПП, отметил его глава, показал невысокое доверие бизнес-сообщества общественным организациям, которые пока воспринимаются в качестве источника «шума», не обладающего самостоятельной позицией.