Одобрен проект нового порядка проверок ФК в отношении аудиторских фирм
© anekdotov.net

Власти наконец-то дозрели заменить старый регламент, который составлялся еще для РФН, новым.

Совет по аудиторской деятельности поставил важную "галочку" – одобрил проект приказа Федерального казначейства, которым будет утвержден админрегламент проведения этим органом ВККР аудиторских организаций, занимающихся обязательным аудитом. Напомним, что обязанность таковых уведомлять ФК о начале оказания услуг по обязательному аудиту существует уже более двух лет.

Живой атавизм

Пока что ФК руководствуется регламентом, установленным еще в 2013 году и еще для Росфиннадзора (упраздненного в 2016 году). Последние правки в этот документ вносились в конце 2015 года – тогда были скорректированы сроки уведомления о проверках.

По крайней мере, об использовании этого регламента ФК пишет в своем обзоре правоприменительной практики по ВККР за 2019 год, который выпущен в феврале этого года. О проекте нового регламента – под казначейство – заявлялось три года назад, но, видимо, что-то пошло не так, и к какому-то финалу власти пришли только сейчас.

Что захотят иметь проверяющие

В новом регламенте подробно прописаны все процедуры, документооборот, права и обязанности как проверяющих, так и проверяемых. Также установлены списки документов, которые должны предоставлять аудиторские организации, и сведений, запрашиваемых у иных госорганов и у СРО. Например, проверяемые организации должны выдавать:

  • учдоки;
  • паспорт директора;
  • список аудиторов на трудовых договорах;
  • список бенефициарных владельцев и контролирующих лиц (в целом эту информацию вправе получать по запросу другие органы – ФНС и РФМ, а собирать и иметь при себе эти сведения юрлица должны с конца 2016 года);
  • договоры на аудит;
  • и даже – документы, на основании которых может быть установлено близкое родство или свойство должностных лиц аудиторской организации с учредителями, должностными лицами, бухгалтерами клиентов (влючая бумаги, выдаваемые органами ЗАГС);
  • ряд других документов.

В налоговой казначеи запросят сведения из различных реестров, из бухгалтерской отчетности организации, о среднесписочной численности (которая со следующего года будет подаваться в составе РСВ), в других органах – сведения о судимости руководителя фирмы (если есть).

Различные сроки

Сроки на представление документов (а также информации и пояснений) по запросу контролеров установлены для проверяемых такие: 10 рабочих дней для документарной проверки и 2 рабочих дня – во время выездной проверки.

Уведомление проверяемой аудиторской организации о предстоящей проверке должно иметь место не позднее чем за три рабочих дня до начала плановой проверки или же внеплановой, во время которой будут проверять исполнение ранее выданного предписания. Если же внеплановая проверка затеяна по чьей-то жалобе – о ней сообщат не менее чем за 24 часа. По действующему регламенту о любой внеплановой проверке уведомляют за 24 часа.

Одним из пунктов регламента установлено, что общий срок проведения госконтроля составляет не более 163 рабочих дней, а для аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства – не более 143 рабочих дней. Однако это не должно вводить в заблуждение – в эти сроки, помимо самой проверки, входят и другие, например, подготовительные процедуры.

В пункте, посвященном конкретно проверкам, установлено, что срок выполнения этого административного действия – не более 40 рабочих дней с даты начала проверки, указанной в приказе органа; для субъектов малого предпринимательства – не более 20 рабочих дней. Это соответствует срокам, установленным законом об аудиторской деятельности.