Российских оценщиков хотят привлекать к уголовной ответственности за неправильные результаты оценки.

А их ошибки в диапазоне от 250 тысяч до миллиона рублей расценивать как факт заведомого преступления.

Такие жесткие формулировки содержит законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс", предложенный сенатором Совета Федерации Анатолием Лысковым. Документ вызвал крайне негативную реакцию со стороны ряда депутатов, которые подготовили и уже внесли на рассмотрение Госдумы альтернативный законопроект.

"В нем нет конкретных цифр и уточняется, что выносить вердикт о размерах ущерба и расхождениях в оценке, имеющей преступный характер, вправе только суд", - прокомментировал журналистам ситуацию председатель рабочей группы Госдумы по совершенствованию законодательства в области оценочной деятельности Иван Грачев на совместной пресс-конференции с представителями ведущих саморегулируемых организаций оценщиков России. По его словам, меры по противодействию "заказным" оценкам, разбирательства по оспариванию результатов оценки, не должны входить в противоречие с практикой и методологией оценки имущества. Иначе можно "убить профессию". Во Франции, для того чтобы заподозрить оценщиков в предвзятости, расхождения от стоимости объекта оценки должны составлять не менее 15 процентов. В России в среднем - это 10 процентов, а при неразвитом рынке и в периоды кризиса могут превышать 30 процентов, сослался Грачев на цифры. Но если, например, величина рыночной стоимости крупнейшего имущественного комплекса или пакета акций составляет миллиард рублей, а требования по отклонению в результатах оценки составляют миллион рублей, это означает, что погрешность должна быть 0,1 процента, что по-любому недостижимо.

С тем, что введение данной нормы в уголовное законодательство с установлением пороговых значений от 250 тысяч и миллиона рублей, способно разрушить рынок, согласились все без исключения присутствующие на пресс-конференции представители саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков. Равно как и с тем, что судьба сообщества российских оценщиков находится на переломе. Сегодня оценщики находятся в эпицентре и во многом определяют эффективность таких акций, как новый этап приватизации федеральной собственности, кадастровой оценки земли, новой рыночной системы налогообложения жилья.

Этот вывод также озвучил вчера Иван Грачев.

Он, кстати, является одним из авторов Федерального закона "Об оценочной деятельности", который, как признал сам, нуждается в срочных поправках, поскольку на практике привел к расколу в профессиональной среде. И в первую очередь из-за введения режима обязательного саморегулирования оценочной деятельности. То есть государство в итоге получило конфликт интересов, передав на самоорганизацию, в СРО, важнейшую для миллионов потребителей отрасль и впервые в 2009 году узаконив в качестве саморегулятора такой новый для нее институт, как Национальный совет по оценочной деятельности (НСОД). Конфликт вспыхнул между одиннадцатью саморегулируемыми организациями оценщиков, которые сегодня входят в НСОД и не могут самостоятельно договориться о правилах игры. Члены Совета оттстаивают интересы своих саморегулируемых организаций, тогда как по уставу обязаны обеспечивать общественные интересы, вычищать из своих рядов недобросовестных или некомпетентных членов, в том числе с помощью компенсационного фонда, формировать единые федеральные стандарты оценки, повышать квалификацию специалистов-оценщиков и в целом придерживаться Кодекса профессиональной этики.

Например, сегодня в сообществе, по сути, сорвана аттестация экспертов-оценщиков. По действующему законодательству все члены экспертных советов СРО должны были пройти ее до 1 июля 2012 года. Но теперь депутатам придется вносить поправки в законодательство и отодвигать сроки аттестации на год-полтора, что плохо скажется на конечных потребителях услуг оценщиков. Между тем для проведения аттестации еще в прошлом году была создана рабочая группа по подготовке тестов для единого экзамена. В нее вошли представители от каждой саморегулируемой организации. В начале февраля 2012 года экзаменационные тесты были готовы и разосланы в каждую СРО. Затем, как того требует закон, тесты должны были поступить в аттестационную комиссию Национального совета по оценочной деятельности. Однако из-за конфликта внутри НСОД комиссию не сформировали. А процесс, несмотря на вмешательство минэкономразвития, замер, так и не начавшись.

"События показали, что оценочная деятельность находится в ситуации системного кризиса", - подчеркивает заместитель председателя НСОД Светлана Табакова. В результате фильтр по допуску к профессии недобросовестных или неквалифицированных оценщиков так и не создан. Квалификационный экзамен не является очень сложным для профессионалов, практикующих оценщиков и экспертов. Однако оппоненты в разговоре с "РГ" твердят, что за экзаменационной процедурой стоит план ликвидации их СРО и, соответственно, вытеснение с рынка услуг. О том, что такой "сценарий" не соответствует действительности, было заявлено на заседании Совета НСОД в феврале 2012 года. Но из-за системы голосования решения по запуску экзамена были блокированы. Аналогичный разговор с оппонентами состоялся и в Минэкономразвития России. Однако аргументов государства оппоненты не слышат. Сейчас Национальный совет по оценочной деятельности, заметим, один из главных регуляторов отрасли, на грани ликвидации. Его покинули такие влиятельные члены, как Герман Греф и Виктор Плескачевский. И крупнейшие СРО, объединяющие большинство оценочного сообщества, готовы выйти из него.

Созданная в Госдуме по следам конфликта междепутатская рабочая группа, включающая помимо Ивана Грачева члена Комитета ГД по бюджету и налогам Андрея Крутова, зампредседателя Комитета по вопросам собственности Владимира Афонского, также рассматривает возможные сценарии развития ситуации. Ведь если конфликт не будет исчерпан и из НСОД выйдут шесть СРО, то нацсовет перестанет существовать. Будет создаваться новый. Нужно ли это рынку, гражданам? Ведь, на первый взгляд, "узкий" в условиях обязательного саморегулирования корпоративный конфликт грозит потрясениями для развития всего института оценки. Как отмечают эксперты, среди возникших негативных тенденций - низкая квалификация основной массы оценщиков, рост фактов "оценок по сговору" при приватизации и заключении контрактов на проведение кадастровой оценки. А в целом, нарастающее на рынке недоверие к результатам деятельности профессиональных оценщиков. Отсюда, кстати, и "растут" жесткие поправки в Уголовный кодекс, предложенные Советом Федерации. Ими оценщиков хотят окатить как холодным душем.

НСОД, созданный всего 3,5 года назад, должен как можно быстрее пережить "болезнь роста", считает его сопредседатель Марина Федотова. Она стояла у истоков создания методологии отечественной оценки и является признанным профессионалом в российских и международных кругах оценщиков. Также, по ее мнению, квалификацию и ответственность оценщиков при определении рыночной стоимости объектов надо повышать. И для этого устранить пробелы в законе об оценочной деятельности. В том числе, снять все вопросы, связанные с неопределенностью оценки. Это тем более актуально на фоне вступления России в ВТО и международных требований к единым стандартам оценки и финансовой отчетности, что подтолкнет к формированию в России единых стандартов оценки. А уже этой осенью потребность в них почувствуют тысячи российских компаний.

В пресс-конференции также приняли участие представители региональных СРО: Татьяна Годенко (Ростов-на Дону) и Татьяна Каткова (Санкт-Петербург). Они обратили внимание на то, что набивать шишки при принятии согласованных решений НСОД "помогают" и пробелы в законе о саморегулируемых организациях. Причем, касается это всех отраслей. Отдельные нормы закона о СРО истолковываются двояко. И он параллельно также нуждается в поправках. Член рабочей группы по совершенствованию законодательства оценочной деятельности Андрей Крутов сообщил, что пакет поправок уже готов. И будет представлен для открытого обсуждения с тем, чтобы исключить сомнительные инициативы на самом "входе", и, в итоге, преодолеть системный кризис в сообществе. Иван Грачев не исключил, что в осеннюю сессию поправки будут приняты. Депутаты также обратили внимание на то, что в компенсационных фондах всех российских отраслевых СРО уже накоплен миллиард "неработающих" рублей. Чтобы направить эти деньги на развитие этих организаций, нужно поправить закон о СРО.