Сегодня оценочным сообществом России активно обсуждается внесение изменений в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности». На сайте labrate.ru размещен фрагмент стенограммы пленарного заседания Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 21.09.2010.

В этом фрагменте, в рамках обсуждения законопроекта о внесении изменений в закон об оценочной деятельности, первый заместитель Национального совета по оценочной деятельности (НСОД) В.С. Плескачевский обвинил в распространении лжи депутата М.В. Емельянова, поднявшего ряд острых и «неприятных» вопросов, касающихся содержания законопроекта.

Ключевым вопросом, поднятым Емельяновым, стал вопрос о превращении НСОД в коммерческую организацию, имеющую целью получение прибыли. В частности Емельянов указал: "Это всё-таки не коммерческая организация. Здесь мы видим, что появляется цель получения прибыли. Не превращение ли это национального совета в некую коммерческую организацию?". На что Плескачевский заявил, что не может не выступить, "являясь первым заместителем президента НСОД, потому что прозвучали обвинения в каких-то заработках, в каких-то нарушениях полномочий". И что "те слова, которые вам написали некоторые оценщики, являются ложью".

В соответствии со своим Уставом НСОД является некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность в целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработки единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности СРОО, а также в целях взаимодействия СРОО с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в области оценочной деятельности (п. 1.1, 2.1, 2.2 и 2.3 Устава НСОД).

Однако вскрывшиеся факты говорят об обратном.

14 сентября 2010 года НСОД заключил с Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года государственный контракт № 16600 от 14.09.2010 на оказание услуг по проверке соответствия договору на проведение оценки и законодательству Российской Федерации результатов выполненных работ по оценке и расчету размера убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества в рамках подготовки к проведению Олимпийских игр 2014 года. Проверке подлежит 1000 (Тысяча) отчетов, цена контракта 22 300 000 (Двадцать два миллиона триста тысяч) рублей. Простая арифметика показывает, что стоимость проверки каждого отчета составляет 22300 рублей.

Принимая во внимание положение пункта 11 ФСО № 1, фактически НСОД заключил с администрацией Краснодарского края договор на оказание услуг по экспертизе отчетов об оценке.

Оказание НСОДом услуг по экспертизе отчетов об оценке, изящно «закамуфлированных» под «проверку» противоречит не только уставу самого НСОД, но и законодательству об оценочной деятельности, в соответствии с которым экспертиза отчетов об оценке проводится исключительно экспертными советами саморегулируемых организаций оценщиков (СРОО).

23.07.2010 на специализированном информационном сайте Краснодарского края было опубликовано извещение о проведении конкурса на заключение контракта на оказание услуг по проверке результатов выполненных работ.

Расходование средств на Олимпиаду находится под строгим контролем. Предмет конкурса вкупе с его масштабом имеет национальное значение – проверка практически всех отчетов об оценке, по которым будут выкупаться земельные участки у собственников. При этом не могут не удивлять следующие факты:

Вместо широкого информирования всех потенциальных претендентов, как это обычно делается крупными корпорациями, с целью эффективного расходования денежных средств бюджета и обеспечения лучшего качества, объявление, касающееся вопроса федерального значения, без особой огласки размещается на региональном сервере. Название конкурса «оказание услуг по проверке результатов выполненных работ» попросту невозможно идентифицировать и понять к чему оно относится. Судя по названию можно было подумать, что речь в нем идет, к примеру, о проверки правильности выполнения домашних заданий школьниками или студентами. В основной части информационной карты конкурса также не имеется информации, что речь идет о проверке отчетов об оценке. Только дойдя до приложения можно, наконец, понять, что речь идет о глобальной задаче – проверке тысячи отчетов об оценке.

Кстати, откуда взялась такая странная цифра – 1000 отчетов? Неужели, изымать у собственников будут именно 1000 домов и ни домом больше или меньше. Столь круглые цифры в государственных договорах, когда они посвящены предметам, совсем не имеющим тенденции к «округлению» часто указывают либо на фиктивный характер работ, либо на намеренную подгонку цифры под отчетность, производимую в силу тех или иных исключительно ведомственных интересов.

Заявленные в конкурсной документации критерии «квалификация участника конкурса», применяемые при оценке и сопоставлении заявок, «случайно» соответствуют специфическим характеристикам НСОД. Первый критерий оценки квалификации участника конкурса - «Количество разработанных и утвержденных участником размещения заказа методических рекомендаций (стандартов) по оценке земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых для государственных и муниципальных нужд за 2007-2010 г.г.», второй критерий - «Количество в составе органа управления участника размещения заказа членов экспертного (ых) совета (ов) саморегулируемой (ых) организации (ий) оценщиков (СРО

Кроме того, по столь же «случайному» стечению обстоятельств НСОД оказался единственным (!) участником открытого конкурса.

Впрочем, возможно НСОД начинает выполнять одну из своих главных задач – бороться с демпингом, показывая как это делать на собственном примере. Скидка от первоначальной цены составила чуть больше 3%. И сразу становится понятно, зачем нужны такие поправки про экспертизу. Вероятно, указанная скидка была сделана в целях обеспечения тех самых общественных интересов.