Тенденции. Россия охвачена проблемой рефинансирования, банки переоценивают залоги. Неважно, готовится ли компания к банкротству или поглощению конкурента: она тоже становится клиентом оценщика.
Рынок лихорадит: приоритеты клиентов меняются. Например, оценка инвестпроектов была востребованной услугой в «сытые» годы. Но спрос на нее резко упал в августе 2008 года вместе с сокращением программ капвложений. Небольшую поддержку рынок получил со стороны компаний, желающих понять, какие проекты, начатые до августа 2008 года, следует продолжить. Планы московской компании «Ивушка», занимающейся торговлей продуктами питания, изначально предусматривали на 2008 год повышение эффективности бизнеса (покупка нового оборудования и складских площадей, реорганизация, автоматизация) и инвестиции в 30 млн рублей. В результате кризисной корректировки сумма сократилась на 70%. «В 2008 году мы завершили проекты, выполненные к августу на 60%. Таких оказалось пять, в том числе автоматизация управленческого учета на базе 1С, – рассказывает гендиректор и владелец «Ивушки» Иван Ровенский. – Все пять проектов мы оценили на предмет эффективности инвестиций. Оказалось, что от автоматизации управленческого учета можно было бы отказаться почти безболезненно – экономии трудозатрат не получилось без приобретения запланированных активов».
Другой пример. Спрос на кредиты по ставкам от 20% резко сократился, на отдельные виды заемщиков банки вовсе закрыли лимиты. В результате резко сузилось поле деятельности в виде оценки имущества, переданного под залог (обычно производственное оборудование, здания, участки земли). Но просрочки по кредитам на руку оценщикам: кредиторы требуют достаточный залог, чтобы застраховаться от возможных потерь. Поскольку не только стоимость недвижимости, но и сама возможность ее реализации часто находится под вопросом, переоценке подвергаются залоги по ранее выданным кредитам. «Наблюдается рост заказов по оценке на актуализацию рыночной стоимости находящихся в залоге активов. Оценка, как правило, инициируется банком-кредитором», – подтверждает руководитель департамента оценки АКГ «Интерком-аудит» Ирина Белышева.
Корпоративные войны. К оценочной компании «Экономико-правовая экспертиза» обратился клиент, занимающийся оптовой продажей мяса. Предприятие попало в характерную ситуацию. У его покупателей – мясоперерабатывающих заводов – возврат денег, вложенных в запасы (мясо), происходит через 3–6 месяцев. Это время, необходимое для изготовления и реализации продукции через точки розничной торговли. Поэтому комбинаты привлекают кредиты. Во второй половине 2008 года – первой половине 2009 года получить кредит было сложно и задолженность перед поставщиками росла. Наступил момент, когда поставщик перестал отпускать продукцию одному из покупателей, и завод встал. «Мы произвели оценку предприятия (мониторинг рисков), сделка купли-продажи прошла за одну неделю, предприятие было приобретено по стоимости долгов», – рассказывает Светлана Кертанова, заместитель генерального директора «Экономико-правовой экспертизы».
Кризис спровоцировал рост числа поглощений. Но это палка о двух концах. Вроде бы спрос на услуги по оценке бизнеса должен увеличиться. Но компании, попавшие в тяжелое положение, часто приобретаются по цене значительно ниже реальной стоимости. А сами сделки проходят за очень короткий период времени. В таких ситуациях покупатели не тратят время и деньги на привлечение профессионального оценщика.
Что действительно выросло, так это число банкротств с последующей распродажей имущества и реструктуризацией бизнеса. «При приобретении компании покупатель получает не только ее активы, но и долги. Это делает особенно привлекательным объектом для поглощения сами производственные активы: оборудование, недвижимость, лицензии, а не юридическое лицо, – объясняет Ирина Белышева. – Думаю, для нас будет серьезный объем работ».
С ней не согласен генеральный директор оценочной компании «Манэ» Станислав Пугачев. «Сегмент оценки бизнеса ожидает стагнация на ближайшие 1,5–2 года, – говорит он. – Приобретение некоторых активов становится рискованной операцией из-за низкого качества хозяйственной деятельности предыдущих и действующих собственников, а также из-за имеющихся в большинстве случаев серьезных долгов». Ирина Белышева парирует, что с августа «Интерком-аудит» наблюдает рост числа заказов на оценку для целей кредитования, активизацию спроса на оценку бизнеса для целей совершения сделок.
Вслед за частным бизнесом нельзя не вспомнить региональные, муниципальные бюджеты. Собираемость местных налогов упала, бюджеты испытывают существенный дефицит. «Серьезно увеличились планы реализации недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, – рассказывает Станислав Пугачев. – В основном это вынужденная мера, способная закрыть, пусть даже частично, образовавшиеся бреши в местных бюджетах. В том числе и из-за этого спрос на оценку недвижимости начал расти с начала лета 2009 года».
Оценка за рубль. Коррупция сдерживает рынок оценки сильнее любых кризисов. Тендерные аукционы выигрываются по беспрецедентно низким ценам. «Случалось, что государственные конкурсы на оказание услуг по оценке заканчивались победой претендента, предложившего символический 1 рубль, – сетует Станислав Пугачев. – Ни о каком развитии рынка без решения этой проблемы речи быть не может».
Показательны результаты тендеров департамента имущества города Москвы. «Компания предложила проводить экспертизу отчетов по бизнесу и недвижимости за 1 тыс. рублей каждую в течение пяти рабочих дней. Это демпинг. Минимальная зарплата специалиста уровня «эксперт» не может быть ниже 30 тыс. рублей. То есть пять рабочих дней стоят 7,5 тыс. рублей», – говорит Светлана Кертанова.
Рынок оценки контролируется саморегулируемыми организациями (закон № 135 «Об оценочной деятельности») с 2004 года. Но пока Национальный совет по оценочной деятельности, куда входят представители СРО оценщиков, не замечает проблемы демпинга. По мнению Светланы Кертановой, СРО могли бы создать предпосылки, когда невыгодно и невозможно работать по низким ценам, например, повысить цену «входного билета» в профессиональную среду. А для этого – увеличить бюджет СРО для осуществления контроля над деятельностью членов.