Рейтинговые агентства оценивают лизинговые компании, не учитывая особенности бизнеса по лизингу подвижного состава в России. Основа таких взаимоотношений предусматривает соблюдение принципа сбалансированности входящего и исходящего денежного потока. Однако в последнее время возникают отклонения по объёмам и срокам платежей банкам со стороны лизинговых компаний. Это вызвано снижением ставок и уменьшением объёма перевозок. Данный фактор носит временный характер, он возник из-за невозможности моментального изменения графика исходящего денежного потока. Речь идёт об обслуживании банковских кредитов.

Реальная картина такова, что все кредиты, всё заёмное финансирование лизингодателей вложено непосредственно в приобретение актива – подвижного состава. И единственным источником погашения кредитной задолженности лизинговой компанией выступают лизинговые платежи. Поскольку подвижной состав – это актив длительного пользования, то возможность исполнения им функции генератора денежных потоков для возврата инвестированных средств будет сохраняться ещё более 20 лет. Все новые вагоны выпущены позже 2006 года. В связи с этим наиболее разумным вариантом экономического поведения на сужающихся лизинговых рынках для всех коммерческих банков может стать реструктуризация графика погашения задолженности. Нужно максимально сместить нагрузки по обслуживанию кредита на более поздние сроки.

Функцией лизинговой компании является трансляция денежных средств, поступающих от лизингополучателя. При этом оценку лизингополучателя, оценку залога имущества и степени риска производит банк. Фактически лизинговая компания выступает посредником между банком и лизингополучателем. Поэтому необходимы особые оценочные методики эффективности исполнения обязательств по оперативному перечислению в пользу банка всех поступающих лизинговых платежей.

То есть в текущей сложной операционной среде при оценке рейтинговым агентством лизинговой компании идёт речь о неполном и несвоевременном исполнении лизингополучателем своих обязательств или недостаточно оперативном реагировании банков на факт изменения денежного потока. Но никак не говорится о сложностях лизинговых компаний по соблюдению новых условий финансирования своих долговых обязательств.

Григорий Примак, генеральный директор ЗАО «Рэйл Лизинг»