Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» по-прежнему вызывает много споров и неоднозначных суждений. Коррективы, предлагаемые новым документом, настолько глобальны и революционны, что хладнокровно их принять оценщики не могут. Кроме того, остается еще много вопросов относительно нового устройства оценочной деятельности в России. 

С целью совершенствования оценочной деятельности в России новый закон установил основу новой системы регулирования, контроля и надзора в сфере оценки.

Оценочное сообщество упорядочили

За 2007 год приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок опубликования федеральных стандартов оценки, а также характер деятельности органа, осуществляющего ведение реестра саморегулируемых организаций оценщиков и контроль над их работой (Росрегистрация). Кроме того, принят регламент, согласно которому осуществляется нормативное правовое регулирование оценочной деятельности и утверждение федеральных стандартов оценки (Минэкономразвития России). Президент СМАО Марина Федотова разъясняет: «До сих пор понятие «оценочное сообщество» по отношению к нашей стране было, если можно так выразиться, неопределенным. Со вступлением же в силу нового закона данное понятие приобрело конкретный смысл: саморегулируемые организации cтали действительно самостоятельным институтом регулирования не только внутри профессиональных отношений, но и в системе взаимоотношений «потребитель оценочных услуг – оценщик – общество в целом». И самое принципиальное: структуры, отвечающие за развитие оценочных услуг и их качество (в частности, предусмотренный законом Национальный совет по оценочной деятельности), создаются не «сверху» указом или постановлением Правительства, а «снизу» – решением профессионального сообщества, крупнейших саморегулируемых организаций».

В ответе частное лицо

В то же время большинство оценщиков критически отнеслись к такой поправке, как исключение из числа субъектов саморегулирования оценщиков, действующих в форме юридических лиц. Законодатели объяснили подобное нововведение тем, что таким образом проще регулировать деятельность оценщиков. «Ведь юридических лиц пугать «отлучением от рынка» бесполезно, – объясняет президент Группы компаний «Аверс» Михаил Зельдин. – Сегодня их закрыли, а завтра появятся новые фирмы с теми же участниками и будут по-прежнему выполнять заказные отчеты. Физических лиц можно дисквалифицировать».

Между тем исключение юридических лиц из числа субъектов оценочной деятельности вступает в непосредственное противоречие с Гражданским кодексом РФ. «Несмотря на то что рынок оценочных услуг регулируется законом об оценочной деятельности, – говорит Марина Федотова, – нельзя забывать о том, что существуют и иные документы, регулирующие гражданско-правовые отношения на рынке услуг. Например, Гражданский кодекс, который предусматривает в качестве субъектов данных отношений как физических, так и юридических лиц». Кроме того, многие оценщики убеждены, что сложные оценочные проекты никак не могут осуществляться физическими лицами. Из положений нового закона следует, что в случаях, когда специалист будет осуществлять оценку во исполнение договора, подписанного между заказчиком и юридическим лицом, и во исполнение трудового договора, заключенного оценщиком с этим же юридическим лицом, компания полностью освобождается от всякой ответственности за убытки и вред, причиненные действиями или бездействием такого оценщика. «Согласно принятому законопроекту, – уточняет заместитель директора консалтинговой группы «ЛАИР» Ирина Гусева, – юридическое лицо может добровольно взять на себя дополнительную ответственность перед заказчиком. Если же не захочет, то полностью освобождается от всякой ответственности за убытки. Представьте, что вы купили в магазине туфли, но за их качество несет ответственность не магазин, а сапожник. Кроме того, максимальная сумма компенсационной выплаты за счет фонда – 600 тысяч рублей. Это разве выгодно крупному потребителю оценочных услуг? Ведь оценочные компании страхуются на гораздо большие суммы…»

Ситуация по факту

Хотя де-факто на рынке оценочных услуг как существовали, так и будут существовать и физлица, и юрлица, но субъектами регулирования – то есть контроля или саморегулирования – теперь будут являться только физические лица. «Новым здесь, по сути, является только то, что договор об оценке – помимо печати компании – своей подписью будет скреплять специалист-оценщик, – объясняет Марина Федотова. – Таким образом, потребитель оценочных услуг уже на стадии заключения договора будет знать, кто непосредственно станет готовить отчет об оценке и, соответственно, нести за него ответственность».

«Закон о саморегулировании оценочной деятельности привнес много формальных и юридических новшеств, – подытожил Михаил Зельдин. – Тем не менее, с нашей точки зрения, по факту ситуация практически не изменилась. Заказчик по-прежнему преимущественно обращается к исполнителю – оценочной организации, а не к оценщику – физическому лицу. При выборе оценочной фирмы клиент обращает внимание на опыт, имидж компании, рекомендации, количественные показатели и т. д. Таким образом, появилась новая упорядоченная структура оценочной деятельности в России, большинство организаций уже успели адаптироваться к новым формальным тонкостям, но такие моменты, как качество оценки, соответствие стандартам и опыт, остаются для заказчика на первом месте»