Теперь налоговики должны обходиться без отписок и взаимодействовать с теми, кто подал сигнал о возможном нарушении.

ФНС сообщила, что к ней часто поступают жалобы от граждан, обращавшихся в инспекцию или управление, но не получивших должного ответа. В итоге ФНС вынуждена выполнять работу своих подчиненных – разбираться в этих обращениях, давать ответы или поручения нижестоящим налоговым органам.

Ответы, которые дают налоговики на местах, отличаются однотипностью и заключаются в цитировании НК, включая нормы о налоговой тайне. Если в налоговую от гражданина поступает сигнал о нарушении кем-то налогового законодательства, в ответ просят подтверждающие документы и обещают использовать полученную информацию в мероприятиях налогового контроля.

Граждане считают это отпиской и обращаются в ФНС, жалуясь на отсутствие контроля, требуя ответа по существу и результатов контрольных мероприятий. ФНС, по ее утверждению, восполняет все, что не сделано подчиненными, запрашивая у них массу информации.

Качество и полнота рассмотрения обращений формируют положительный имидж налоговых органов, создают понимание неотвратимости наказания нарушителей, отмечает ФНС. Сведения из обращений также являются важным источником информации контрольно-аналитической работы налоговых органов.

Так что ФНС рекомендует налоговикам на местах объективно и всесторонне рассматривать обращения, особое внимание уделяя сигналам о нарушениях. Нельзя допускать формальных отписок.

Если требуются подтверждающие документы, налоговики могут ненавязчиво намекнуть заявителю на право их предоставить (ведь право требовать документы ограничено нормами НК). Также налоговики должны рассматривать перспективу взаимодействия с заявителями, а "при их готовности" допрашивать их в качестве свидетелей.

Если обращение касается также вопросов, входящих в компетенцию других органов, то налоговики должны переслать письмо в эти органы. Даже если такая необходимость возникает не сразу, а только при рассмотрении обращения (письмо от 12 августа 2019 г. N ЕД-4-2/15891).