Анализируя ответы налоговых инспекций в адрес заявителей, ФНС России отмечает однотипность большинства писем с перечислением статей НК РФ, с акцентированием внимания на необходимости соблюдения налоговой тайны и просьбой предоставить документы, подтверждающие нарушения, допущенные в отношении налогоплательщика.

Заявители, получившие "формальный" ответ, обращаются в центральный аппарат ФНС России в целях его обжалования и рассмотрения по существу поставленных вопросов.

В целях исключения таких ситуаций ФНС России поручает, в частности:

  • организовать работу по объективному и всестороннему рассмотрению обращений граждан и направлению ответов по существу поставленных вопросов, направлению обращений в иные госорганы, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, изложенных заявителями;
  • осуществлять последующий контроль за организованными проверочными мероприятиями и их результатами;
  • представлять по запросам ФНС России компетентные заключения по всем перечисленным заявителями доводам и обстоятельствам, отвечающие требованиям законодательства.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 12 августа 2019 г. N ЕД-4-2/15891

О РАССМОТРЕНИИ

ОБРАЩЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ПОРУЧЕНИЯМ

ФНС РОССИИ

Федеральной налоговой службой в соответствии с пунктом 12.3 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53, в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления) и Межрегиональные ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - Инспекции) направляются поступающие в центральный аппарат ФНС России обращения граждан и организаций для рассмотрения и подготовки ответов заявителям в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), с последующим информированием структурных подразделений центрального аппарата ФНС России о результатах их рассмотрения, а также представления заключений по вопросам, изложенным в обращениях, в целях подготовки ФНС России ответов заявителям в случае жалоб на ненадлежащее рассмотрение Управлениями и Инспекциями предыдущих обращений либо с критикой заявителей на их действия (бездействие).

Согласно статье 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11Федерального закона N 59-ФЗ.

Анализируя ответы Управлений и Инспекций в адрес заявителей, нельзя не отметить однотипность большинства писем с перечислением статей части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), акцентируя внимание на соблюдение налоговой тайны в соответствии со статьей 102 Кодекса, и просьбой предоставить документы об уклонении от уплаты налогов со ссылкой на отдельные положения Федерального закона N 59-ФЗ, в частности, о праве заявителя предоставления документов, подтверждающих нарушения, допущенные в отношении них. Вместе с тем, в части возможных нарушений законодательства о налогах и сборах, заявителю сообщается об использовании информации, изложенной в обращении, в работе при проведении соответствующих мероприятий.

Однако заявители, получившие такой ответ, зачастую считают его формальной отпиской, указывая в качестве основной претензии отсутствие надлежащего контроля со стороны Управления или Инспекции, и обращаются в центральный аппарат ФНС России в целях его обжалования и рассмотрения по существу поставленных вопросов, а также сообщения результатов проверочных мероприятий. Следует учитывать, что качество и полнота рассмотрения обращений формируют положительный имидж налоговых органов, создают в обществе понимание неотвратимости наказания лиц, совершивших налоговые правонарушения, а сведения из обращений также являются важным источником информации контрольно-аналитической работы налоговых органов.

В результате, обращения в буквальном смысле спускаются Управлениями в нижестоящие налоговые органы без последующего должного контроля за ходом и результатами проверки содержащейся в них информации.

При обжаловании заявителем ответа, ФНС России запрашивает заключение Управления или Инспекции, всесторонне анализирует доводы, изложенные в обращении, проводит проверку сведений, содержащихся в информационных ресурсах, и подготавливает ответ заявителю по существу поставленных в обращении вопросов, затрачивая при этом трудовые и временные ресурсы центрального аппарата ФНС России и фактически выполняя работу Управления и Инспекции.

Нередки случаи, когда обращения содержат подтверждающие доводы заявителя документы о совершении налоговых правонарушений, которые могли быть проверены в ходе контрольных мероприятий и иных форм взаимодействия с налогоплательщиками, однако и такие обращения остаются без должного реагирования.

Зачастую, запрошенные у Управлений и Инспекций заключения по фактам, изложенным заявителями, не раскрывают сути вопросов, не отражают информацию о результатах рассмотрения предыдущих обращений заявителей по существу, не содержат полную информацию о проведении исчерпывающих соответствующих мероприятий и принятых мерах реагирования. В связи с чем при получении такого заключения возникает необходимость истребования у Управления или Инспекции недостающие сведения и материалы в рабочем порядке в целях своевременной и качественной подготовки и направления ФНС России ответов заявителям.

В некоторых случаях ФНС России поручает Управлениям и Инспекциям провести конкретные мероприятия налогового контроля в целях выявления возможных нарушений законодательства о налогах и сборах, которые, как подразумевается, должны организовываться налоговыми органами самостоятельно.

Таким образом, ФНС России выполняются функции за Управления и Инспекции в части контроля за ходом и результатами мероприятий, организованными территориальными налоговыми органами, а иногда и инициированными поручениями ФНС России, в то время как центральный аппарат ФНС России должен оценивать качество и эффективность работы Управлений и Инспекций.

Учитывая изложенное, поручается:

1) организовать работу по:

  • объективному и всестороннему рассмотрению обращений граждан и организаций в соответствии с положениями Федерального закона N 59-ФЗ, уделяя повышенное внимание обращениям, к которым приложены сведения и документы, свидетельствующие о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах;
  • направлению ответов заявителям по существу поставленных в обращениях вопросов с учетом ограничений, предусмотренных положениями статьи 102 Кодекса;
  • недопущению формальных отписок, в том числе в тех случаях, когда заявителями не представлены документы, подтверждающие доводы о нарушениях, и лишь обращать внимание заявителей на право предоставления имеющихся у них материалов, учитывая ограничения при их истребовании у проверяемых лиц;
  • рассмотрению в необходимых случаях вопроса о возможном взаимодействии с заявителями и, при их готовности, получения показаний в порядке статьи 90 Кодекса, когда заявитель располагает дополнительными сведениями и материалами, имеющими значение для осуществления налогового контроля, в целях пресечения налоговых правонарушений;
  • направлению обращений (их копий) в иные государственные органы, в компетенцию которых входит рассмотрение других вопросов, изложенных заявителями, в том числе тех, очевидность которых не видна на этапе получения обращения, а возникает в ходе его рассмотрения;

2) осуществлять последующий контроль (а в особых случаях лично руководителем) за организованными проверочными мероприятиями и их результатами, в частности, по поручениям ФНС России, в целях пресечения возможных нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы;

3) представлять по запросам ФНС России компетентные заключения по всем перечисленным заявителями доводам и обстоятельствам, отвечающие требованиям Федерального закона N 59-ФЗ по объективному и всестороннему рассмотрению обращений, с отражением аргументированной позиции и информации о проведении тщательного анализа изложенных в обращениях фактов, организации соответствующей работы, результатов мероприятий налогового контроля и принятых исчерпывающих мерах, при необходимости с приложением имеющихся материалов.

Руководителям Управлений и Инспекций взять под личный контроль исполнение настоящего поручения по организации работы с обращениями граждан и организаций.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ