
Минфин дал разъяснения с учетом последних изменений в законодательстве.
Недавно был принят федзакон 33-ФЗ, которым в антиотмывочный 115-ФЗ внесены поправки об обязанностях лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги и совершающих определенные операции для клиента. Например – теперь названные лица должны замораживать активы клиентов, попавших в определенные списки, в частности, в перечень террористов. Изменения вступили в силу 18 марта 2019 года.
Минфин рассказал об "антиотмывочных" обязанностях бухгалтеров с учетом новых требований. Такие лица должны:
- идентифицировать клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, устанавливать иную информацию о клиенте;
- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- организовывать внутренний контроль;
- фиксировать и хранить информацию;
- исполнять требования, касающиеся приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц;
- уведомлять РФМ о подозрительных операциях.
Особое внимание в контексте нового закона уделяется вопросам блокировки активов клиента и работы с публичными должностными лицами. На этих аспектах Минфин остановился подробнее.
Надо следить на сайте РФМ за списками причастных к терроризму, распространению оружия массового уничтожения, а также – "не дотягивающих" до указанных перечней, но все же признанных подозрительными межведомственной комиссией (если она вынесла решение о необходимости блокировать активы такого клиента). При обнаружении у себя такого клиента следует заморозить его активы (кроме средств, которые согласно закону 115-ФЗ необходимы для жизнедеятельности) незамедлительно, не позднее одного рабочего дня. Об этом надо сразу же сообщить в РФМ. Такая блокировка не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности бухгалтера.
Также Минфин разъяснил, какие должностные лица относятся к публичным, и что с ними делать при их появлении на горизонте (информационное сообщение от 12.04.2019 N ИС-учет-17).