При помощи контрольной закупки сотрудники межрайонной ИФНС проверили фирму на полноту учёта выручки в кассе. Были обнаружены не отражённые в контрольной ленте слип-чеки на сумму свыше 18 тысяч рублей, и инспектор составил протокол об административном правонарушении. Фирма подала ходатайство о замене штрафа на предупреждение, однако налоговая всё же экспроприировала 30 тысяч рублей. Посчитав, что действия ИФНС неправомерны, фирма обратилась в арбитражный суд (дело № А40-192257/2017).

Рассмотрев дело в порядке упрощённого производства, суд заявителю отказал. Вся аргументация нарушителя "посыпалась". Контроль соблюдения закона о ККТ (54-ФЗ) возложен на налоговые органы. Легитимность контрольной закупки подтверждена президиумом ВС 26.06.2015 в обзоре судебной практики №2 (2015). Акт проверки был направлен на адрес фирмы почтой, однако в истории отправления зафиксирована неудачная попытка вручения. На замену штрафа предупреждением ООО претендовать не могло: возможность такой замены определяет пункт 1 статьи 4.1.1 КоАП, предусматривая её лишь для субъектов малого и среднего бизнеса (фирма таковым не является).

Однако заявитель с решением суда первой инстанции не согласился, и апелляция оказалась успешной. Установив место совершения нарушения, суд второй инстанции сопоставил его с территориальными полномочиями ИФНС и сделал вывод о том, что на указанный адрес полномочия этой инспекции не распространяются, потому что фирма состоит на учёте в другом налоговом органе, Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП протокол может быть составлен должностным лицом уполномоченного органа лишь в пределах компетенции этого органа. Таким образом, по мнению апелляционного суда, налоговики не имели права составлять протокол, на основании которого были наложены санкции — и постановление о штрафе было отменено.

Новый поворот дело получило в ВС, куда была направлена кассационная жалоба (определение от 01.10.2018 № 305-АД18-9558) – штраф опять вернулся. Ключом к этому решению послужило типовое положение о межрайонной инспекции, утверждённое приказом Минфина от 17.07.2014 № 61н, согласно которому "инспекция ФНС России межрайонного уровня является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов". И далее: "типовая" ИФНС подчиняется УФНС по субъекту РФ и полномочна действовать "и (или) на отдельной территории такого субъекта".

Таким образом, территориальные ограничения могут быть, а могут и не быть прописаны в положении о конкретной ИФНС. В данном случае фирме не повезло, и "чужая" инспекция оштрафовала её на законных основаниях.

ФНС уже поспешила обрадовать налоговиков страны, рассказав о решении ВС в своей "информации".