Правительство внесло в Госдуму два законопроекта, направленных на устранение двойной сдачи бухгалтерской отчетности: № 497382-7 о внесении изменений в статьи 23 и 102 НК и № 497452-7    о внесении изменений в статьи 13 и 18 закона "О бухгалтерском учете".

Статью 13 закона предлагается дополнить новым пунктом 7.1, оговаривающим, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Экономический субъект обязан обеспечить возможность изготовления на бумажном носителе копии отчетности, созданной в виде электронного документа.

Сейчас отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Слова "на бумажном носителе" из данной нормы исключат (из пункта 8 статьи 13).

В настоящее время экономические субъекты представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган госстатистики по месту государственной регистрации (пункт 1 статьи 18). Госстатистику уберут из указанной нормы. Вместо этого будет оговорена обязанность сдавать отчетность в налоговый орган по месту нахождения.

Соответственно, все функции, касающиеся сдачи отчетности – разработка форматов, порядка сдачи, ведение информресурса и так далее – перейдут к налоговикам. Весь документооборот будет электронным, включая представление аудиторского заключения в случаях обязательного аудита. Правила сдачи АЗ в остальном не меняются. Сроки представления отчетности также остаются прежними. При этом и для отчетности, и для АЗ вводится оговорка – если иной порядок представления не установлен законодательством о гостайне. Отчетность и заключение будут передаваться по ТКС через операторов ЭДО.

Сведения из информресурса бухгалтерской отчетности можно будет получать у налоговиков за плату (плата не касается органов власти).

В настоящее время в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту жительства ИП (или частнопрактикующего лица), по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов; в налоговый орган по месту нахождения организации – годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (кроме фирм, не обязанных вести бухучет, и религиозных организаций, у которых не возникло обязанности по уплате налогов).

Этот подпункт предполагается разделить на два. В подпункте 5 останется отдельное упоминание обязанности по представлению ИП и отдельными частнопрактикующими лицами названной книги, а новый – вводимый законопроектом – подпункт 5.1 будет посвящен представлению бухотчетности организациями.

При этом будет оговорено, что представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года будут организации, у которых отсутствует обязанность представлять в налоговую обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законом о бухучете (с его новой редакцией).

Кроме того, режим налоговой тайны будет снят со сведений, содержащихся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемом в соответствии с законом о бухучете.

Все поправки в случае принятия вступят в силу с 1 января 2020 года (ранее предполагалось, что новшеств можно ожидать уже в следующем году). На электронную форму сдачи малые предприятия смогут перейти начиная с отчетности за 2020 год, остальные – с отчетности за 2019 год.