Несколько депутатов внесли в Госдуму законопроект № 442400-7 о внесении изменений в обе части НК.

Во-первых, предлагается учесть намерения правительства ограничить размер налоговых пеней. Напомним, что Минфин уже разрабатывал соответствующий законопроект. В настоящее время согласно первому абзацу пункта 3 статьи 75 НК пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты, если не предусмотрено иное.

Как минфиновским, так и депутатским законопроектом предлагается внести уточнение о том, что пеня начисляется по день фактической уплаты налога включительно. Кроме того, абзац дополнят таким правилом: сумма пеней, начисленных на недоимку, не должна превышать размер этой недоимки.

На этом депутаты решили не останавливаться. Так, внесенным законопроектом вводится такое правило: не начисляются пени на сумму недоимки, образовавшуюся в результате применения нерыночных условий контролируемых сделок, если в результате применения симметричных корректировок недоимка у одной стороны сделки равна сумме излишне уплаченного налога у другой стороны сделки. Если же есть превышение недоимки над переплатой, то пени начисляются на сумму такого превышения.

Аналогичный подход предлагается применить и к штрафам по статье 129.3 – за неполную уплаты налога по контролируемым сделкам, если они предусматривают условия, отличные от рыночных. При этом должно будет соблюдаться условие - симметричную корректировку понадобится применять до того, как налоговики узнали о нарушении (о чем стало известно налогоплательщику), или до того, как налоговая назначила проверку.

Во-вторых, предлагается дополнить перечень условий, при которых лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации: если его участие в этой иностранной фирме реализовано через участие в другой иностранной организации, акции которой допущены к обращению на фондовых биржах в странах ОЭСР, и если выполняется несколько условий (по доле участия - до 50% и по доле обыкновенных акций).

В-третьих, изменения ожидаются в статье 43 НК о дивидендах и процентах (в качестве объектов налогообложения). К дивидендам предлагается отнести доход в виде имущества, имущественных прав, который получен участником (акционером) организации при выходе (выбытии) из нее либо при распределении имущества ликвидируемой фирмы в размере, превышающем стоимость вклада. При этом в статью 275 НК вносится дополнение, исходя из которого к указанному виду дивидендов будут применяться ставки налога на прибыль, установленные пунктом 3 статьи 284 НК для дивидендов.

Далее, список не учитываемых в целях налога на прибыль доходов (часть 1 статьи 251 НК) предлагается дополнить доходом в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозобщества или товарищества, участником (акционером) которого такая организация является, в пределах суммы ее денежного вклада.

Пункт 2 статьи 265 НК (о приравниваемых к внереализационным расходам убытках) предлагается дополнить новым пунктом об убытке, возникающем у участника при ликвидации организации (в том числе после банкротства) и определяемом как отрицательная разница между доходами в виде рыночной цены получаемого участником имущества (имущественных прав) и фактически оплаченной стоимости доли.

Вносится также ряд других поправок.