Компания заключила с физлицами договоры подряда на выполнение проектных, строительных, отделочных и других работ.
По результатам выездной проверки ФСС признал договоры подряда трудовыми, доначислил страховые взносы, пени и штраф. Фонд установил систематичность перезаключения договоров на протяжении длительного времени. Оплата по ним определялась на общих собраниях временных трудовых коллективов с повесткой дня «распределение вознаграждения». При этом протокол собрания проверял работник фирмы, а утверждал директор.
По мнению фонда, составление таких протоколов подменяло ведение табеля учета рабочего времени для выплаты сдельной зарплаты. ФСС считает, что указание в договорах на какой-либо объем работы не говорит о гражданско-правовой природе договора. Обозначение работ как «произвести посыпку наледи песком, неуплотненный свежевыпавший снег толщиной слоя до 2 см подмести метлой», «монтаж кабеля» не свидетельствует о выполнении именно объема работ, а не трудовой функции. ТК не предусматривает такой организационной формы при выполнении физлицами подрядных работ, как временный трудовой коллектив, считает фонд.
Суды двух инстанций (дело № А60-5178/2017) отменили решение ФСС, сославшись на заключение спорных договоров по мере возникновения необходимости в привлечении работников. Суды сочли такую форму организации труда оптимизацией, не запрещенной ТК.
Кассация (Ф09-7547/2017 от 22.12.2017) отменила решение судов и согласилась с ФСС, установив, что выплаты по договорам проходили в дни выдачи зарплаты в компании, а работникам предоставлялись необходимые средства и материалы для выполнения работ. Распределение объема работ между членами временного трудового коллектива отсутствовало, задание выдавалось на конкретных физлиц. Кассация отметила, что такого рода оптимизация лишает физлиц возможности государственной соцподдержки при наступлении нетрудоспособности, в том числе в связи с получением производственных травм и заболеваний.