ООО «У» приобрело товар (яйцо куриное, яичный порошок, мясо птицы, фарш, полуфабрикаты и прочее) у ООО «Ф» и заявило вычет в декларации по НДС, представив в подтверждение товарные накладные, счета-фактуры, книги покупок.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, признав ООО «Ф» формальной фирмой, поскольку она по месту регистрации не находится, ее директор руководство фирмой отрицает, первичные документы подписаны неустановленным лицом, у фирмы отсутствуют работники, складские помещения, транспорт. Фактически товар поставлял производитель – сельхозпредприятие, которое плательщиком НДС не является.

Суды трех инстанций (дело № А60-17621/2017) отменили решение инспекции, указав, что ООО «Ф» являлось посредником, наличие у которого транспорта, работников и складских помещений не обязательно для ведения деятельности. Реальность сделки по продаже товара подтверждается первичными документами, оприходованием спорной продукции. Продавец товара НДС в бюджет уплатил. Цены по сделке соответствуют рыночным.

Суды (постановление кассации Ф09-8230/2017 от 27.12.2017) отметили, что спорная сделка для налогоплательщика является обычной и по причине незначительноой доли в общих закупках (не более 8%) не требовала повышенного уровня контроля контрагента. Директор налогоплательщика пояснил, каким образом заключался и исполнялся договор, он указал контактные данные лиц, с которыми взаимодействовал. Кассация указала: «отсутствие личных встреч между руководителями налогоплательщика и общества … не может свидетельствовать о неосмотрительности налогоплательщика в выборе указанного контрагента».