В результате ДТП застрахованный автомобиль «Mercedes-Benz» S500 получил значительные повреждения. Компания получила страховое возмещение (5,7 млн рублей), отказавшись от права собственности на годные остатки (по экспертной оценке 2,7 млн рублей) в пользу страховой компании. Стоимость годных остатков учтена компанией в доходах, а остаточная стоимость автомобиля - в расходах.

По результатам выездной проверки инспекция доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, указав на отсутствие доказательств принятия годных остатков к учету. По мнению налоговиков, сумма страхового возмещения за вычетом годных остатков является доходом компании, а учет в расходах остаточной стоимости автомобиля не обоснован.

Суды двух инстанций (дело № А03-21154/2016) поддержали инспекцию. Кассация с ними не согласилась, разъяснив, что выбытие объекта основных средств в результате ликвидации влечет следующие налоговые последствия: учет в доходах стоимости материалов при ликвидации основного средства (пункт 13 статьи 250 НК) и учет в расходах недоначисленной амортизации (подпункт 8 пункта 1 статьи 265 НК), в данном случае – остаточной стоимости. 

При этом передачу (согласно акту) останков автомобиля в адрес страховой компании следует рассматривать не в качестве реализации автомобиля, а в качестве реализации материалов, полученных от ликвидации основного средства, отметила кассация (Ф04-3703/2017 от 03.11.2017).