В 2013 году ООО «С» выдавало под отчет главному бухгалтеру денежные средства (681 тысячу рублей) на хознужды (средства были перечислены на банковскую карту). Деньги возвращены не были. В июле 2014 года ООО «С» признано банкротом.
Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о признании недействительными сделок по перечислению средств должником бухгалтеру на основании пункта 1 статьи 61.2 закона «О несостоятельности (банкротстве)» . По мнению конкурсного управляющего, систематическая передача денежных средств под отчет при отсутствии исполнения встречного обязательства направлено на вывод активов из хозяйственного оборота фирмы.
Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд (дело № А45-684/2014) отказали в иске, приняв во внимание пояснения работников компании о получении зарплаты и премий от главного бухгалтера, в обязанности которой входило, в том числе, получение под отчет наличных денежных средств для выплаты зарплаты и на другие хознужды.
Коллегия ВС (304-ЭС15-7530 от 29.01.2016) отменила решения судов, пояснив, что в качестве доказательств судами неправомерно приняты пояснительные записки бывших работников должника, личности которых не устанавливались, в суд они не вызывались, об уголовной ответственности за дачу ложных показаний не предупреждались. Пояснения этих работников не раскрывают ни объем полученной зарплаты, ни даты ее получения, а потому являются недопустимыми доказательствами в силу статьи 68 АПК.
В свою очередь, конкурсный управляющий указал на наличие у работников должника лицевых счетов в банке, на которые перечислялась зарплата. Таким образом, судебная коллегия признала, что суды приняли решение при невыясненных обстоятельствах. Дело направлено на новое рассмотрение.
Дело приведено в обзоре, направленном письмом ФНС от 29 июня 2017 г. N СА-4-18/12520@.