Москва, Ханты-Мансийский АО, Московская область, Башкирия и Санкт-Петербург возглавили составленный PwC «Рейтинг эффективности региональной налоговой политики по итогам 2016 года». Рейтинг выражен в баллах и отражает вполне конкретный показатель — принятие территориями решений в части имеющихся у них полномочий налоговой политики. Речь, к примеру, идет о переходе к расчету налога на имущество организаций от кадастровой стоимости торговых и офисных объектов. Это право появилось у субъектов еще в 2015 году, переход дает существенный прирост налоговой базы, но далеко не все регионы смогли его осуществить. PwC по этой позиции присуждала территориям от 0 до 30 баллов — в зависимости от того, когда и в какой мере была внедрена эта налоговая новация.

Возглавившая рейтинг пятерка регионов набрала высокие баллы по большинству оцениваемых параметров. То есть уже в 2015 году они перешли к расчету налогов на имущество организаций и физлиц от кадастровой стоимости, установили высокую стоимость патента для мигрантов, ввели высокую ставку по транспортному налогу для мощных автомобилей, предоставляют налоговые льготы не за счет дотаций или госдолга, а также применяют гибкую патентную систему налогообложения.

Интересно, что четыре из пяти регионов-лидеров (кроме Башкирии) не получают дотаций центра — то есть являются донорами. В целом бездотационные субъекты используют больше полномочий в налоговой сфере, чем дотационные. Средний балл рейтинга у первых — 128, у вторых — 91. Пятерка дотационных регионов, замыкающих рейтинг — Ульяновская и Астраханская области, Марий Эл, Северная Осетия, Мурманская область, не воспользовались большинством из данных им налоговых полномочий: в частности, не перешли к расчету налога на имущество физических лиц от кадастра и предоставляют налоговые льготы за счет дотаций или госдолга.

В PwC делают вывод, что регионы, имеющие возможность погашать дефицит бюджета за счет дотаций центра, не имеют достаточных стимулов для работы с собственными налогоплательщиками. Они предпочитают решать проблемы за счет дотаций вместо поиска сложных решений по нахождению баланса между желанием пополнить бюджет, необходимостью поддерживать экономический рост и обеспечивать социальную стабильность и конкуренцию.