По результатам выездной проверки ФСС установил занижение базы для исчисления страховых взносов на суммы, выплаченные работникам в виде материальной помощи на социальную поддержку жизненного уровня в декабре 2014 года (в размере, превышающем 4 тысячи рублей на одного работника).

По мнению компании, выплаты носили социальный характер, не были предусмотрены трудовыми договорами и были направлены на дополнительное обеспечение социальных нужд работников, поэтому не могут облагаться взносами.

Суды трех инстанций (дело № А38-3228/2016) установили, что спорные выплаты поименованы в приказе руководителя компании, как матпомощь на соцподдержку жизненного уровня. Из приказов не следует, что при определении размера выплаты оценивалось фактическое материальное положение получателя. При этом все заявления работников за декабрь 2014 года содержат основание к выплате матпомощи – трудное материальное положение. Выплаты были установлены в твердой сумме и отличались в зависимости от должности, занимаемой работником, что свидетельствует о зависимости размера матпомощи от оплаты труда работника и оценки результатов его трудовой деятельности. Суды также учли, что коллективный договор в компании не заключался.

Учитывая, что спорные выплаты произведены по итогам работы за год, суды (постановление кассации Ф01-2642/2017 от 25.08.2017) признали их стимулирующими и подлежащими включению в базу при исчислении страховых взносов.