На основании расходных кассовых ордеров в 2012-2013 годах генеральному директору и учредителю компании систематически выдавались денежные суммы под отчет (всего 54,6 и 9,6 млн рублей соответственно) для погашения кредитрской задолженности перед контрагентами. Они отчитались за полученные средства согласно представленным авансовым отчетам и приходным кассовым ордерам.

По результатам проверки ИФНС установила, что часть документов выдана ликвидированной фирмой, признала подотчетные средства доходом указанных лиц, доначислила НДФЛ, пени и штраф.

Суд первой инстанции (дело № А64-7152/2015) признал законным решение инспекции, указав, что лица фактически не отчитались перед компанией об использовании денежных средств на 10,3 млн рублей, что, по мнению суда, свидетельствует о создании фиктивного документооборота.

Апелляция отменила решение суда, указав на отсутствие оснований для признания подотчетных сумм доходом, поскольку инспекцией не доказано, что эти денежные средства выдавались не для погашения задолженности, а в иных целях, связанных с их потребностями как физлиц. 

Суд учел, что в подтверждение оплаты контрагенту стоимости стройматериалов в рамках договора поставки представлены товарные накладные и счета-фактуры. На основании договора уступки права требования задолженность перед контрагентом переведена на его бывшего руководителя, который подтвердил наличие отношений в рамках договора поставки в 2011 - 2012 годах, а также получение в свою пользу спорных средств и оформление кассовых ордеров и расписок. Он пояснил, что выдавал квитанции к приходно-кассовым ордерам ошибочно, считая, что это правильно. Впоследствие все квитанции к приходно-кассовым ордерам заменены на соответствующие расписки.

В решении кассации (Ф10-5594/2016 от 01.02.2016) указано: «спорные денежные средства, выданные работникам под отчет, не являются их доходом, так как не переходят в собственность работника, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания для предложения доначисления обществу удержать и перечислить в бюджет спорную сумму налога на доходы физических лиц, а также соответствующих сумм пени и штрафных санкций».