По результатам инвентаризации компания установила излишки на сумму 13,2 млн рублей и недостачу - на 12,6 млн рублей, которые образовались, в основном при пересортице товара. Компанией приняты решения о зачете излишков и недостач товаров одного наименования, согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.
В ходе выездной проверки ИФНС указала на занижение доходов в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации. Инспекция доначислила налог на прибыль, пени и штраф, полагая, что, стоимость излишков подлежит признанию в составе внереализационных доходов в полном размере, без зачета стоимости недостачи, которая может быть учтена в расходах только при выполнении условий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 и подпунктов 5 и 6 пункта 2 статьи 265 НК.
Суды трех инстанций (дело № А40-164384/2015) отменили решение налоговой, отклонив доводы о том, что положения методических указаний не могут быть применены в налогообложении. Суды указали на пункт 1 статьи 11 НК - понятия и термины иных отраслей права должны применяться в налоговом законодательстве в том значении, в котором они используются в соответствующей отрасли права, если иное не предусмотрено НК. При этом пункт 5.3 методических указаний допускает взаимозачет излишков и недостач в результате пересортицы, если они выявлены за один и тот же период, у одного и того же лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. Таким образом, целях налогообложения должны были учитываться лишь окончательные излишки.
Суды (постановление кассации Ф05-10845/2016 от 08.08.2016) учли, что стоимость окончательных излишков, оприходованных по итогам инвентаризации, была учтена компанией во внереализационных доходах.