11 июня 2014 года ИФНС приняла решение исключить компанию из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо, не представляющее 12 месяцев отчетность и без движения по счетам. 18 июня сообщение о предстоящем исключении было опубликовано. 6 октября в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности в связи с исключением. На момент внесения записи возражений от кредиторов не поступало.
Предприниматель – контрагент компании обратился в суд (дело № А68-5450/2015), поясняя, что компания арендует его транспортное средство, а ее исключение из ЕГРЮЛ лишает возможности истребовать это имущество. Предприниматель просит суд признать запись в ЕГРЮЛ недействительной.
Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска, указав на положения статьи 64.2 ГК – юрлицо считается прекратившим деятельность, если 12 месяцев не представляет отчетность и не ведет операций по счетам. Аналогичные положения сдержатся в пунктах 1, 2 статьи 21.1 федерального закона № 129-ФЗ. Согласно пункту 4 статьи 21.1 данного закона заявления кредиторов могут быть направлены в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В этом случае решение об исключении из ЕГРЮЛ не принимается.
В решении кассации (Ф10-2085/2016 от 13.07.2016) указано: «на дату принятия решения о предстоящей ликвидации Общества оно отвечало признакам юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность. Процедура исключения общества из ЕГРЮЛ Инспекцией соблюдена».
Предприниматель не обосновал, каким образом исключение компании из ЕГРЮЛ препятствует ему как собственнику спорного имущества предъявить требования о его истребовании у фактического владельца.