Госдума приняла в первом чтении законопроект № 796968-6 о проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу.

В пояснительной записке говорится, что проставление штампа "апостиль" на таких документах является необходимым условием их признания компетентными органами иностранных государств, являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (05.10.1961, Гаага).

В настоящий момент основой регулирования деятельности по проставлению апостиля является Конвенция, которая вступила в силу для РФ 31 мая 1992 года.

Решение вопроса о том, кто именно уполномочен выдавать официальные документы, является прерогативой законодательства страны происхождения соответствующих документов. Процедура проставления апостиля, сроки, перечень необходимых для проставления апостиля документов, параметры уплаты госпошлины, иные возникающие в связи с проставлением апостиля вопросы также регулируются национальным законодательством государств-участников.

Российское законодательство не позволяет сделать вывод о том, какие документы относятся к официальным для целей применения Конвенции,
не определяет перечня органов, наделенных правом проставления апостиля.

В настоящее время также отсутствует законодательно установленная обязанность представлять образцы подписей и оттисков печатей, а равно подтверждать полномочия лиц, подписавших официальный документ, лицами, получившими соответствующий запрос в связи с необходимостью проставления апостиля. Это усложняет процедуру проверки подлинности подписи, оттиска печати и наличия полномочий у лиц, подписавших официальный документ. Известны случаи непредставления соответствующей информации, а также отказов в представлении информации.

Наличие таких пробелов в законодательстве вызывает трудности как у лиц, обращающихся за проставлением апостиля, так и у компетентных органов иных государств-участников Конвенции при признании апостилей, проставленных на российских документах. Проект закона устраняет указанные пробелы.